"Почему я не помню свое детство": что такое инфантильная амнезия

Невозможность вспомнить события раннего детства - распространенное явление. Оно называется инфантильной или детской амнезией. Считается, что примерно треть взрослых людей помнит очень мало или почти ничего о первых 3-4 годах своей жизни.

Возможные причины инфантильной амнезии

Существует несколько научных гипотез, объясняющих этот феномен:

  1. Недоразвитость гиппокампа - отдела мозга, отвечающего за формирование долговременной памяти. У маленьких детей он еще не полностью сформирован.
  2. Пластичность нервной системы в раннем возрасте. Мозг активно перестраивается, стирая ненужную на данный момент информацию.
  3. Отсутствие словарного запаса и навыков речи. Ребенок не может вербализовать, осмыслить и закрепить пережитый опыт.

Также существует версия, что инфантильная амнезия - это защитная реакция психики, помогающая справиться с детскими страхами и травмами. Мозг как бы "стирает" болезненные воспоминания.

Можно ли вернуть утраченную память

Полностью восстановить стертые из памяти детские впечатления вряд ли возможно. Однако некоторые фрагменты и ощущения могут всплыть под воздействием различных факторов:

  • Запахи, звуки, вкусы, ассоциирующиеся с ранним детством
  • Фотографии, видео
  • Рассказы родственников о тех событиях
  • Посещение мест, где прошло детство
  • Сновидения
  • Определенные психотерапевтические методики

Однако полученные таким путем воспоминания зачастую бывают обрывочными, разрозненными и не всегда достоверными. Память избирательна. Мы помним то, что было действительно важно лично для нас.

Значение ранних детских переживаний

Даже если человек не помнит конкретных эпизодов из своего раннего детства, это вовсе не означает, что они никак не повлияли на формирование его личности. Считается, что в возрасте до 4-5 лет закладываются базовые модели поведения, установки, страхи и паттерны реагирования, которые во многом определят дальнейшую жизнь.

Так, например, по мнению психоаналитиков, именно в этот период формируется базовое доверие или недоверие к миру, ощущение безопасности и защищенности. Эти установки во многом зависят от того, насколько чутко и адекватно родители удовлетворяли потребности малыша.

Также в раннем детстве закладываются и другие важные психологические особенности, которые проявятся во взрослой жизни:

  • Стремление к независимости или, наоборот, постоянная потребность в одобрении
  • Умение выстраивать отношения
  • Способы реагирования на стресс и разочарование
  • Отношение к авторитетам и многое другое.

Таким образом, даже если мы не помним своего раннего детства, оно оказало огромное влияние на наше становление как личности.

Почему мы не помним детство

Кроме физиологических причин, таких как недоразвитость детского мозга, есть и психологические факторы, влияющие на то, почему человек не помнит или плохо помнит какие-то периоды своего детства.

В частности, травматический опыт может вытесняться из сознания. Так мозг пытается защитить ребенка от болезненных переживаний. Например, если были ситуации жестокого обращения, психологического или сексуального насилия - воспоминания о них часто подавляются.

Также причиной может быть тотальное отсутствие родительской заботы и ласки. Ребенок как бы "вычеркивает" из памяти этот мучительный опыт одиночества и эмоционального голода.

В некоторых случаях забвение может быть и осознанным психологическим процессом. Например, взрослея, человек решает "начать жизнь с чистого листа" и сознательно вытесняет неприятное прошлое.

Таким образом, если у человека наблюдается стойкая забывчивость в отношении каких-то периодов или эпизодов детства, стоит обратить на это внимание. Возможно, психотерапия поможет вернуть доступ к подавленным воспоминаниям и избавиться от их негативного влияния.

Отсутствие воспоминаний о раннем детстве - нормальное и очень распространенное явление. Оно наблюдается у подавляющего большинства людей. Так почему же наш мозг "стирает" целый период жизни длиной в 3-4 года? Наука до конца не дала ответа на этот вопрос, но существует несколько объяснений.

Возможно, такая "амнезия" была эволюционно целесообразна, так как позволяла мозгу концентрироваться на актуальных задачах выживания, а не на прошлом опыте. Маленькие дети полностью зависят от взрослых, они еще только учатся взаимодействовать с миром. Им жизненно необходимо адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации "здесь и сейчас". Возможно, хрупкий детский разум просто не может совмещать это с хранением долговременной информации.

Кроме того, раннее детство - это период интенсивного роста и развития мозга. Нервные связи постоянно перестраиваются. Старые нейронные цепи "отмирают", уступая место новым. Мозг как губка впитывает огромный поток сенсорной информации из окружающего мира. В этих условиях, видимо, просто не остается ресурсов для прочного закрепления долговременной памяти. Такие воспоминания оказываются слишком "дорогим удовольствием" для растущего детского организма.

Однако, хотя конкретные детали раннего детства утрачиваются, это совершенно не означает, что они никак не влияют на формирование личности. На бессознательном уровне этот опыт оставляет глубокий след и проявляется в дальнейшей жизни человека.

Роль эмоциональной памяти

Даже если человек не помнит факты и события своего раннего детства, у него могут сохраняться эмоциональные воспоминания. Это ощущения тепла, уюта, радости или, наоборот, тревоги, страха, дискомфорта. Такие впечатления запечатлеваются на подсознательном уровне.

Например, взрослый может не помнить конкретных моментов, связанных с матерью, но испытывать сильные положительные эмоции при ее упоминании. Или негативно реагировать на определенные запахи, звуки или ситуации, ассоциирующиеся с детскими страхами.

Попытки реконструкции детских воспоминаний

Некоторые взрослые пытаются целенаправленно восстановить в памяти эпизоды своего детства. Для этого они:

  • Расспрашивают родителей, близких родственников о тех событиях
  • Просматривают семейные фотоальбомы и видеозаписи
  • Посещают места, где прошло их детство
  • Обращаются к специалистам, использующим методы возрастной регрессии и гипноза

Однако такое искусственное восстановление утраченных воспоминаний не всегда приводит к положительным результатам. Возникает риск ложных, искаженных или травматичных воспоминаний. К тому же, это может нарушить сложившееся психологическое равновесие личности.

Влияние амнезии на последующую жизнь

Несмотря на отсутствие конкретных воспоминаний, опыт раннего детства глубоко запечатлевается в подсознании и оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь. У взрослого могут проявляться установки, страхи, комплексы и паттерны поведения, истоки которых уходят корнями в детство, но сам человек этого не осознает.

Например, склонность к самообвинениям или чувство вины могут быть результатом холодного и равнодушного отношения со стороны родителей. А повышенная тревожность и постоянное ожидание подвоха - следствием жестокого обращения в семье.

Методы проработки детских травм

Если предполагается, что источником текущих психологических трудностей являются вытесненные детские впечатления и переживания, можно прибегнуть к помощи специалиста.

Существуют различные методы, позволяющие "докопаться" до глубинных пластов подсознания и проработать болезненный опыт детства:

  • Психоанализ
  • Арт-терапия
  • Телесно-ориентированная терапия
  • Гештальт-терапия
  • Гипноз и возрастная регрессия

Главная их задача - сделать доступным для осознания и переосмысления то, что было вытеснено из сферы сознания. Это помогает проработать и затем отпустить болезненные переживания, освободиться от их влияния в настоящем.

Комментарии