Распорядок дня малышей в детском саду: как организовать режим
Детский сад - важный этап в жизни каждого ребенка. Правильно организованный распорядок дня позволяет малышам чувствовать себя комфортно, развивает полезные навыки и укрепляет здоровье. Давайте разберем основные аспекты режима для оптимального развития дошкольников.
Нормативная база и общие требования
Распорядок дня в детском саду регламентируется рядом нормативных документов. Основополагающие - это Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.3049-13, а также ФГОС дошкольного образования. В них прописаны обязательные компоненты режима:
- продолжительность и количество приемов пищи;
- необходимая длительность дневного сна;
- время проведения прогулок;
- длительность занятий;
- чередование различных видов деятельности.
Также в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах указано, что режим должен быть адаптирован к возрастным особенностям детей и учитывать сезон года. Например, с повышением возраста постепенно увеличивается количество и продолжительность занятий. А летом оптимально проводить много времени на свежем воздухе.
Режим дня является основой организации образовательного процесса в дошкольных организациях (п. 3.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов).
Контролирующие органы регулярно проверяют соблюдение требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в детских садах. Поэтому каждое дошкольное учреждение разрабатывает свой режим дня в соответствии с нормативами.
Режимный момент "Прием детей"
Утренний прием детей - важная часть распорядка дня в детском саду. В большинстве садов он длится с 7:00 до 8:30-9:00.
При встрече воспитатель осматривает детей - измеряет температуру, выявляет признаки заболеваний. Затем малыши могут поиграть в групповой комнате или раздевалке, пока не прозвучит сигнал к завтраку.
Для комфортной адаптации новичков многие сады разрешают родителям побудить с ребенком первое время. Также рекомендуют приводить малыша на 1-1,5 часа позже общего приема и забирать на 30 минут раньше.
Рекомендации по обустройству раздевалки и игрового пространства
Для комфортного пребывания детей важно правильно организовать пространство раздевалки и игровой комнаты.
В раздевалке рекомендуется предусмотреть индивидуальные шкафчики для верхней одежды, полки для головных уборов и обуви. Также нужно организовать удобные скамейки. Желательно разместить зеркало, чтобы ребенок мог привести себя в порядок.
В игровой зоне должны быть созданы условия для разных видов деятельности: игровые центры, книжный уголок, зона для занятий и творчества. Пространство следует зонировать яркими, неядовитыми растениями, стеллажами, ковровыми дорожками.
Организация питания
Правильный режим питания - залог здоровья детей. СанПиН регламентирует необходимое количество приемов пищи.
Для детей от 1,5 до 3 лет это 5 раз: завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин. Старшие дошкольники едят 4 раза: исключается второй завтрак. При этом перерывы между приемами не должны превышать 3,5-4 часов.
Требования к составлению меню
СанПиН регламентирует состав и калорийность блюд в детском саду. При составлении рациона учитываются физиологические нормы потребления продуктов.
Обязательно в рацион включают: мясо, рыбу, яйца, молоко и кисломолочные продукты, творог, овощи и фрукты, хлеб, крупы, масло растительное и сливочное. Исключаются острые, соленые, копченые блюда. Также нельзя использовать пищевые добавки для улучшения цвета и вкуса.
Особенности кормления детей разного возраста
В ясельных группах дети едят из общей тарелки ложками. С 3 лет постепенно вводят приборы, учат пользоваться салфеткой, самостоятельно убирать за собой посуду. Нельзя заставлять ребенка сидеть за столом после еды - это вредно для пищеварения. Лучше поблагодарить и предложить заняться игрой.
Если аппетита нет - следует выяснить причины, разнообразить меню любимыми блюдами. Избыточное питание тоже вредно. Распорядок дня в детском саду регулируется государством в интересах здоровья и развития каждого малыша.
Рекомендации по адаптации к новой еде
Переход на питание в детском саду может вызвать стресс у малыша. Каши, супы, блюда домашней кухни отличаются от тех, что готовят в дошкольной организации. Чтобы облегчить адаптацию, рекомендуется:
- Постепенно в течение 1-2 недель вводить новую пищу.
- Готовить дома блюда по меню садика, чтобы малыш привык к вкусам.
- Хвалить ребенка за самостоятельный прием пищи.
- Не запрещать любимую еду, если она полезна.
Такой щадящий подход поможет научиться есть непривычные, но полезные блюда без стресса.
Как научить ребенка есть самостоятельно
Умение самому принимать пищу - важный навык для развития самостоятельности. Обучать можно постепенно с 1,5 лет.
- Давать ложку потрогать, постучать по тарелке.
- Показать, как правильно держать ложку, зачерпывать еду.
- Пусть ребенок попробует сам или с помощью взрослого.
- Хвалить за старания, даже если еда разливается.
Главное - сохранять терпение и не ругать за беспорядок. Со временем получится научить аккуратно и самостоятельно кушать с помощью ложки.
Подготовка ко сну, дневной сон
Полноценный сон крайне необходим для нормального развития и здоровья детей. Поэтому в режиме детского сада отведено значительное время для дневного отдыха.
Подготовка начинается с гигиенических процедур и кратковременных закаливающих водных процедур. Затем детей переодевают в спальную комфортную одежду.
Важно правильно подготовить помещение спальни: проветрить, зашторить окна, включить расслабляющую тихую музыку или колыбельные песни.