Трансмиссионные масла: классификация и характеристики
Трансмиссионные масла – специальный класс машинных масел, предназначенный для использования в разных узлах трения трансмиссий транспортных средств, а также в разнообразных редукторах. Моторные и трансмиссионные масла производятся на минеральной либо синтетической основе, а затем легируются при помощи разнообразных присадок, но требования к трансмиссионным выше, так как они работают при гораздо больших нагрузках и скоростях скольжения трущихся поверхностей.
Классифицируют трансмиссионные масла либо по вязкости, либо по эксплуатационным свойствам. Так по SAE (Ассоциация автомобильных инженеров) их делят на девять классов - пять летних и четыре зимних (с индексом W). Для каждого класса указывается индекс вязкости. SAE 70W или SAE 250, например. Для всесезонных масел указывается двойной индекс (SAE 80W-90 и т.п.).
API (Американский институт нефтепродуктов) делит масла на 6 классов в зависимости от эксплуатационных свойств - GL-1…GL-6. Эти классы аналогичны применяемым в советском ГОСТе 17479.2-85 ТМ1…ТМ6. Пятая и шестая группы применяются для гипоидных передач и обладают самыми высокими смазывающими и противозадирными показателями.
Выбирая трансмиссионные масла, следует ориентироваться в первую очередь на условия их работы. Если класс будет ниже, чем нужно, механизм просто выйдет из строя, а более высокий класс масла имеет более высокую стоимость, что приведет к перерасходу средств. Также важно учитывать, при каких температурах будет работать трансмиссия, и исходя их этого подбирать смазку. SAE 85W, например, будет работать при температурах до -12°С, а 85W уже до -40°С. В автоматических коробках передач используется специальная маловязкая жидкость, поэтому ни моторное, ни трансмиссионное масла там не применяются.