Педагогическая аксиология: новый взгляд на ценности образования
Педагогическая аксиология - новое междисциплинарное направление на стыке философии, психологии и педагогики, изучающее роль ценностей в образовании и воспитании. Давайте разберемся в основных понятиях, задачах и методах этой перспективной области знаний.
Определение и предпосылки возникновения педагогической аксиологии
Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира. В рамках аксиологии анализируются такие феномены, как ценностные отношения, ценностная ориентация, ценностная установка, ценностный выбор.
Педагогическая аксиология применяет общие положения аксиологии для изучения процессов образования и воспитания. Она исследует ценностные основы педагогической деятельности, а также педагогическая аксиология методы трансляции ценностей подрастающему поколению.
Педагогическая аксиология может выступать как основа методологии современной педагогики и как основа новой философии образования.
Интерес к ценностной проблематике в философии возник в конце XIX века в трудах Брентано, Мейнонга, Г. Лотце и др. Однако термин "аксиология" появился только в 1902 г., когда французский философ П. Лапи выделил это направление в самостоятельную дисциплину.
Возникновение педагогическая аксиология педагогической аксиологии было обусловлено рядом факторов:
- потребностью осмыслить гуманистические ценности в системе образования;
- необходимостью обосновать образование как ценность и благо;
- развитием личностно-ориентированного подхода в педагогике.
Основными задачами педагогическая аксиология педагогической аксиологии являются:
- исследование ценностных оснований педагогической теории и практики;
- разработка методов диагностики ценностных ориентаций;
- обоснование путей и средств трансляции базовых ценностей подрастающим поколениям.
Базовые понятия педагогической аксиологии
Рассмотрим основные понятия педагогическая аксиология педагогической аксиологии.
Ценностное сознание - высший уровень отражения ценностного отношения человека к окружающей действительности. Ценностное сознание обладает такими характеристиками, как рефлексивность, мотивационно-целевая направленность, активное оценивание.
Ценностные ориентации - одна из форм проявления ценностного сознания, заключающаяся в избирательном предпочтении и стремлении к определенным ценностям.
Ценностная позиция - устойчивая система отношений человека к ценностному миру, проявляющаяся в его поведении и поступках.
В педагогическая аксиология педагогической аксиологии выстраивается иерархия ценностей, на вершине которой находятся общечеловеческие (высшие) моральные ценности, такие как Истина, Добро, Красота. Затем идут ценности социальные (ценность человеческой жизни, справедливость) и личные (самореализация, комфорт). Такая иерархия позволяет выстроить согласованную систему ориентиров для воспитания и обучения.
Ценностные основы современного образования
С точки зрения педагогической аксиологии, современное образование должно базироваться на гуманистических ценностях, таких как ценность человека, ценность творчества, ценность свободного развития личности. Эти принципы заложены в основных международных документах об образовании.
Однако на практике существует множество подходов к определению базовых ценностей образования. Ряд исследователей считают такими ценностями знания, компетентность, конкурентоспособность. Другие делают акцент на нравственном развитии и воспитании гражданина. Третьи отстаивают необходимость ориентации только на интересы и потребности обучающегося.
Проблема выбора базовых ценностей образования остается открытой и дискуссионной.
Методы формирования ценностных ориентаций обучающихся
Педагогическая аксиология предлагает следующие основные методы для формирования ценностных ориентаций:
- Метод убеждения и разъяснения сущности той или иной ценности;
- Методы стимулирования ценностного поведения (похвала, порицание, оценка поступков);
- Методы, основанные на положительном примере и подражании авторитетным образцам.
Эти методы могут применяться как каждый в отдельности, так и комплексно для усиления эффекта. При этом важно учитывать возрастные, психологические, социокультурные особенности обучающихся.
Педагог как носитель образовательных ценностей
Ключевая роль в трансляции ценностей принадлежит педагогу, который выступает:
- Носителем определенной системы ценностей;
- Моделью ценностного отношения к миру;
- Организатором ценностно-ориентированной образовательной среды.
Для реализации этих функций педагог сам должен обладать ценностным отношением к своей профессиональной деятельности, осознавать ее высокую миссию.
Проблемы внедрения ценностного подхода в образование
Несмотря на большой потенциал, идеи педагогической аксиологии пока недостаточно внедрены в реальную образовательную практику. Существует ряд проблем:
- Сопротивление педагогического сообщества внедрению инновационных методик;
- Недостаточная подготовка преподавательских кадров в области ценностного воспитания;
- Сложность оценки результативности в сфере ценностного развития личности обучающихся.
Кроме того, существует разрыв между декларируемыми ценностями современного образования и реальным положением дел. Так, несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, на практике часто доминирует прагматический и утилитарный подход, ориентация на рыночный спрос.
Пути повышения аксиологической компетентности педагогов
Для того чтобы преодолеть эти проблемы, необходимо:
- Ввести обязательную подготовку педагогов в области ценностно-ориентированного обучения и воспитания;
- Стимулировать самообразование педагогов в сфере аксиологии через webinars, видеолекции ведущих экспертов;
- Создать механизмы общественно-профессиональной экспертизы реализации ценностной составляющей образовательных программ.
Примеры успешного внедрения ценностного подхода
Несмотря на трудности, есть положительный опыт интеграции идей педагогической аксиологии в реальную практику.
Так, в ряде школ введены спецкурсы по изучению нравственных ценностей, духовного и культурного наследия. Это помогает учащимся осознанно формировать собственную ценностную картину мира.