Почему не крутит стартер ВАЗ и как это исправить

Исправный стартер чрезвычайно важен для нормального функционирования автомобиля. Ведь как неприятно, когда он неожиданно отказывает. Призыв к читателю разобраться в причинах этой проблемы и способах ее решения.

Основные причины, по которым не крутит стартер ВАЗ

Стартер является важнейшим элементом системы запуска двигателя автомобиля. От его исправной работы зависит, сможет ли водитель завести машину и отправиться в путь. К сожалению, даже на самых надежных автомобилях случаются поломки, и проблемы со стартером ВАЗ - далеко не редкость.

Согласно статистике, каждый четвертый случай незавода автомобилей ВАЗ связан именно с отказом стартера.

Рассмотрим наиболее распространенные причины, по которым стартер перестает крутиться при повороте ключа зажигания.

Разряженный аккумулятор

Аккумуляторная батарея выполняет две важные функции в автомобиле: запускает двигатель и питает бортовую сеть во время стоянки. Со временем аккумуляторы разряжаются и перестают обеспечивать достаточный стартовый ток для запуска стартера.

  • Признаки разряженной АКБ: тихий щелчок вместо характерного шума от крутящегося стартера; затухание ламп и другого освещения при повороте ключа; вялая работа стеклоочистителей.
  • Причины разрядки АКБ со временем: естественный износ пластин; утечки тока из-за нарушения изоляции; чрезмерная нагрузка от мощного аудиооборудования.

Окисление контактов

Для нормальной работы стартера требуется бесперебойная подача электрического тока по всей цепи от аккумулятора. Со временем на разъемах и контактах образуется окисная пленка, нарушающая эту цепь.

Окисление контактов становится причиной отказа стартера ВАЗ в 30% случаев.

К основным контактам, подверженным окислению, относятся:

  • клеммы АКБ;
  • разъемы на втягивающем реле стартера;
  • болт крепления провода массы к двигателю.

При появлении окисной пленки возникает дополнительное сопротивление прохождению электрического тока. В результате его величины не хватает для запуска стартера.

Неисправности в цепи управления стартером

Помимо силовой цепи питания, в системе запуска автомобиля есть отдельная цепь управления. Она обеспечивает подачу управляющего напряжения на втягивающее реле при повороте ключа зажигания.

Наиболее вероятные неисправности цепи управления:

  1. Обрыв управляющего провода от замка зажигания;
  2. Поломка реле стартера в монтажном блоке;
  3. Пробой изоляции управляющего провода.

В таких случаях втягивающее реле не получает команду на включение и не активирует стартер. При этом сам стартер может быть полностью исправен.

При подозрении на неисправность цепи управления необходимо провести ее диагностику с помощью мультиметра или контрольной лампы. Это позволит точно определить место обрыва или короткого замыкания.

Как определить, что не крутит стартер ВАЗ

Чтобы правильно определить причину, по которой стартер ВАЗ не работает при повороте ключа зажигания, следует четко представлять принцип его действия.

Рассмотрим последовательность событий при запуске автомобиля:

  1. Поворот ключа зажигания активирует втягивающее реле;
  2. Реле подает напряжение на обмотки стартера и замыкает силовую цепь питания;
  3. Якорь стартера начинает вращаться и через редуктор прокручивает коленвал двигателя.

Теперь становится понятно, что стартер состоит из электродвигателя, втягивающего реле и редуктора с бендиксом. Проблемы могут возникать в любом из этих узлов.

Признаки проблем со стартером ВАЗ

Чтобы заподозрить неисправность стартера, достаточно внимательно прислушаться к происходящему под капотом при повороте ключа зажигания.

  • Отсутствие любых звуков - проблема в цепи управления или разряжен АКБ;
  • Щелчок, стук, но вал не крутится - неисправно втягивающее реле;
  • Вялые попытки прокрутки - скорее всего, разряжен аккумулятор.

Также следует проверить наличие контакта в разъемах стартера и надежность соединения с "массой".

Проверка исправности стартера

Чтобы убедиться, что проблема действительно кроется в стартере, а не в других системах автомобиля, можно выполнить следующие действия:

  1. Замкнуть питание на втягивающем реле в обход ключа зажигания;
  2. Подать питание напрямую на клеммы стартера, минуя реле.

Если в первом случае стартер не заработал, значит, неисправно само реле.

А если стартер не завелся даже при подаче питания напрямую - можно с большой долей уверенности утверждать, что он сломан.

Диагностика различных неисправностей стартера

Как только удалось определить приблизительное место неисправности, можно переходить к поэтапной диагностике стартера ВАЗ и связанных с ним систем автомобиля.

Диагностика АКБ и контактных соединений

Первое, что необходимо проверить - работоспособность аккумулятора и контактов в цепи стартера:

  1. Измерить напряжение АКБ (должно быть не ниже 12,6 В);
  2. Проверить надежность контакта клемм батареи;
  3. Зачистить контактные поверхности при необходимости.

При выявлении окисления или сильного износа следует заменить неисправные детали новыми.

Элемент проверки Норма Возможная неисправность
Напряжение АКБ > 12,6 В Сульфатация пластин, внутренний обрыв
Сопротивление клемм < 0,1 Ом Окисление контактов

Проверка цепи управления стартером

Цепь управления отвечает за подачу напряжения на втягивающее реле стартера при повороте ключа зажигания. Ее диагностика включает следующие этапы:

  1. Проверить наличие "плюса" на клемме управления реле;
  2. В случае отсутствия напряжения найти и устранить обрыв;
  3. При наличии напряжения, но неработающем реле - заменить реле.

Для поиска места обрыва удобно использовать прозвонку цепи управления с помощью мультиметра или контрольной лампы.

Диагностика втягивающего реле и стартера

Если цепь управления и питания исправны, а стартер не работает, значит, необходимо протестировать сам стартер и втягивающее реле.

Последовательность проверки следующая:

  1. Отключить клемму от АКБ и отсоединить разъем от стартера;
  2. Замкнуть большой контакт реле на массу;
  3. Подать 12 В на управляющий вывод реле;
  4. Наблюдать за выдвижением шестерни бендикса наружу.

Если она не выдвигается - реле неисправно. При выдвижении шестерни следует подать напряжение на клеммы стартера. Его отсутствие свидетельствует о внутренней поломке стартера.

Такая поэтапная диагностика позволяет достаточно быстро выявить неисправный элемент и приступить к его замене или ремонту.

Как самостоятельно починить стартер ВАЗ

При выявлении незначительных неисправностей стартера или связанных с ним систем возможен самостоятельный ремонт без обращения в автосервис.

Рассмотрим типовые поломки, которые водитель может устранить своими силами.

Зарядка и замена аккумулятора

Разряженный аккумулятор - одна из самых частых причин отказа стартера. Если напряжение АКБ составляет менее 12 В, ее необходимо зарядить или заменить.

  • Для зарядки потребуется зарядное устройство для АКБ и не менее 8 часов;
  • При выраженной сульфатации пластин лучше сразу установить новый аккумулятор.

Важно подобрать батарею того же типа и емкости, что устанавливалась изначально. Это гарантирует совместимость с генератором и корректную работу в бортовой сети.

Очистка окислившихся контактов

Причина прерывания электрической цепи из-за окисления контактов очевидна, поэтому ее можно устранить следующим способом:

  1. Отсоединить клемму от АКБ для безопасности;
  2. Воспользоваться наждачной бумагой для удаления окисной пленки;
  3. Обработать контакты специальной смазкой для профилактики коррозии;
  4. Плотно затянуть клеммы и разъемы.

Такая процедура поможет восстановить надежный контакт и обеспечить стабильную работу стартера.

Ремонт отдельных элементов стартера

Для самостоятельного ремонта стартера ВАЗ потребуются некоторые навыки слесарных работ, а также демонтаж агрегата с автомобиля.

Возможна замена таких элементов стартера как:

  • щеточный узел;
  • втягивающее реле;
  • обгонная муфта бендикса.

Основное условие - наличие запасных частей подходящего типа. Проконсультироваться по подбору деталей и особенностям замены можно в автомагазине.

Когда обращаться в автосервис

Несмотря на кажущуюся простоту устройства, стартер является достаточно сложным электромеханическим агрегатом. Диагностика и ремонт его внутренних элементов требует профессиональных навыков и оборудования.

Основные случаи, требующие обращения в автосервис:

Диагностика неочевидных неисправностей

Если проверка аккумулятора, контактов и втягивающего реле не выявила причин отказа стартера, требуется более глубокая диагностика с помощью специальных приборов и инструментов.

Замена сильно изношенного стартера

При выработке подшипников, истирании коллектора или короблении корпуса дальнейшая эксплуатация стартера невозможна. Установка нового стартера в автосервисе с использованием подъемника обеспечит надежность и долговечность.

Ремонт электродвигателя и других внутренних элементов

Замена обмоток, щеток, посадочных мест подшипников требует полной разборки стартера. Доверить это стоит только опытному мастеру в условиях специализированной мастерской.

Профилактика возникновения проблем со стартером

Соблюдение несложных правил эксплуатации и своевременное обслуживание позволит значительно продлить срок службы стартера ВАЗ.

Комментарии