Езда на велосипеде зимой: как сделать поездку комфортной и безопасной
Зимняя езда на велосипеде может показаться экстремальным видом передвижения. Однако при соблюдении простых правил она становится комфортной и безопасной. Узнайте, как подготовить велосипед, экипировку и себя к холодной погоде. Получите практические советы от опытного зимнего велосипедиста.
Мифы о зимней езде на велосипеде
Существует множество распространенных заблуждений о зимнем катании на двух колесах:
- Якобы очень скользко и высок риск упасть
- Невозможно согреться, sehr холодно
- Высокая травмоопасность из-за гололеда
Однако на самом деле езда на велосипеде зимой не такая уж сложная и опасная задача. Давайте развенчаем мифы по порядку.
Не так уж и скользко
Конечно, зимой дороги более скользкие, чем летом. Но велосипед в целом устойчивее человека, идущего пешком. Во-первых, у него две опорные точки - переднее и заднее колесо. А во-вторых, он может упасть только на бок, тогда как пешеход рискует полететь вперед, назад или в сторону.
У велосипеда нет этой проблемы - он может упасть только вбок. А это происходит при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду.
Поэтому при плавном и осторожном вождении, без резких маневров, вероятность упасть на двух колесах зимой не выше, а иногда даже ниже, чем у пешехода. Главное - правильно выбрать маршрут.
Можно не замерзнуть
Многие боятся ездить на велосипеде зимой, поскольку кажется, что на морозе обязательно замерзнешь. Однако активная физическая нагрузка согревает не хуже, чем бег или лыжи. При этом одеваться нужно проще, чем для пеших прогулок:
В штанах есть слабое место - защита внутренней поверхности бедра. В идеале для зимней езды на велосипеде нужно термобелье. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья еще гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.
Ключевые слои для тепла - это хорошая ветрозащитная куртка сверху и термобелье, перчатки и шапка снизу. В таком варианте в мороз до -15 градусов можно комфортно проехать около часа.
Не опаснее, чем летом
Что касается травм при падениях, то статистика зимой не хуже. При правильном выборе маршрута стоит избегать катания по обочинам дорог, а также очень скользким тротуарам и пешеходным дорожкам.
Оптимальные зоны для езды на велосипеде зимой - это дворы, парки, скверы, велодорожки в лесопарках. Там меньше вероятность неожиданно наткнуться на каток. Конечно, наколенники и налокотники будут нелишними, но в целом зима не повышает травмоопасност.
Подготовка велосипеда к зиме
Чтобы обезопасить себя на скользкой дороге, важно правильно подготовить велосипед к зимним условиям. Рассмотрим по порядку три основных момента:
- Выбор зимней резины и проверка рисунка протектора
- Замена тормозных колодок на более эффективные
- Использование специальных морозостойких смазок
Резина и протектор
Идеальный вариант для зимы - это установка шипованных покрышек. Однако и на обычной резине можно прокатиться, если рисунок протектора имеет определенную форму. Какой вариант лучше?
Как Вы думаете, посмотрев на велосипед — какая из покрышек самая опасная? Казалось бы — та, что по центру выглядит солидно, но плоские штуки посередине колеса делают ее супер скользкой. А колеса слева и справа прекрасно работают по любому льду
Таким образом, нужно выбирать покрышки со сложным рисунком протектора по всей поверхности. А вот гладкие или с широкими плоскими полосами лучше заменить на зимние.
Тормозные колодки
Еще один важный момент - проверка исправности тормозной системы. Зимой тормозной путь заметно увеличивается, поэтому желательно поставить более эффективные накладки. Кроме того, периодически нужно регулировать зазор между колодками и ободом колеса.
Тип тормозной системы | Особенности зимой |
Дисковые тормоза | Не требуют специальной подготовки |
Ободные тормоза | Могут "примерзнуть" на морозе, нужна "разминка" перед поездкой |
Как видно из таблицы, с дисковыми тормозами проще. А вот ободные после длительной стоянки на морозе нужно "разогреть" плавными торможениями в первые минуты движения.
Выбор зимней смазки
И последний важный момент подготовки велосипеда - это замена летних смазок во втулках и цепи на зимние аналоги. Обычный литол или солидол теряют текучесть уже при -10..-15°C. Поэтому потребуются специальные морозостойкие смазки
.
Самые эффективные, по отзывам зимних велосипедистов - это Ravenol AGG и VMP Auto Nord. Они сохраняют работоспособность вплоть до -25..-30°C. Это позволит значительно улучшить накат и избежать заклинивания механизмов на морозе.
Зимняя экипировка для комфорта
Кроме технической подготовки велосипеда, очень важно позаботиться и об экипировке зимнего велосипедиста:
Термобелье
Основа тепла при езде на велосипеде зимой - это качественное термобелье. Оно отводит влагу от тела и не дает замерзнуть. Лучше выбрать комплект из терморубашки и штанов-тайтсов. Оптимальный материал - нейлон или хлопок с мембранной пропиткой.
Ветрозащитная куртка
Еще один ключевой элемент - это ветрозащитная куртка, желательно с мембраной Gore-Tex или аналогами. Подойдет модель для горных лыж, сноуборда или альпинизма. Важно, чтобы она сохраняла тепло и при этом пропускала избыточную влагу от пота.
Защита рук и ног
Для ног лучше всего использовать шерстяные гольфы до колена плюс штаны поверх них. Руки надежно согреют перчатки зимнего спортивного типа, желательно ветрозащищенные и с подкладкой.
Защита лица
Лицо также нужно обезопасить от ветра и мороза с помощью шапки-маски или шарфа с высоким поднятым воротником. Такая конструкция позволит согревать кожу выдыхаемым воздухом.
Правила езды на велосипеде зимой
Даже при хорошем техническом оснащении очень важно соблюдать правила безопасного вождения. Рассмотрим основные моменты.
Выбор скорости и дистанции
На скользких участках нужно сбросить скорость и увеличить дистанцию. Тормозной путь зимой в разы больше. Поэтому важно всегда иметь запас пространства для маневра.
Плавные повороты
Резкие виражи на скорости зимой крайне опасны. Велик риск заноса и падения. Все повороты нужно проходить максимально плавно, постепенно наклоняясь в нужном направлении.
Минимум переключений
Частая смена передач зимой нежелательна. Механизмы могут замерзнуть в промежуточных положениях. Оптимально выбрать одну удобную скорость и использовать ее на всем пути.
Аккуратные торможения
Резкие торможения на скользкой дороге крайне опасны. Нужно нажимать колодки и диски очень плавно, не доводя до блокировки колес. И всегда помнить про увеличенный тормозной путь.
Рекомендации по уходу за велосипедом
После каждой поездки на велосипеде зимой обязательно нужно выполнить ряд профилактических мероприятий.
Мойка рамы от соли и грязи
Дорожные химические реагенты и грязь сильно вредят металлическим деталям велосипеда. Поэтому после каждой прогулки желательно аккуратно промыть раму, вилку, трансмиссию теплой водой без моющих средств.
Сушка трансмиссии
После мойки все детали нужно тщательно протереть насухо, чтобы убрать остатки влаги. Иначе при низких температурах могут образоваться скопления льда, которые нарушат работу механизмов.
Очистка от снега и льда
Также после каждой поездки надо очищать все элементы трансмиссии, тормозной системы и колес от налипшего снега и льда. Иначе это может привести к заклиниванию, обмерзанию или поломкам.
Смазка цепи
Цепь зимой работает в особо тяжелых условиях. Поэтому после мойки рамы ее желательно обработать специальной смазкой для защиты от влаги и предотвращения примерзания звеньев.
Смазка осей и втулок
И наконец, не лишним будет после 2-3 поездок смазать оси колес, а также проверить состояние смазки во втулках. Это позволит им лучше переносить перепады зимних температур и дольше сохранять плавность хода.
Выбор маршрута и времени поездки
Для комфорта и безопасности очень важно грамотно спланировать маршрут и время зимней прогулки на велосипеде. Рассмотрим ключевые аспекты...
Для комфорта и безопасности очень важно грамотно спланировать маршрут и время зимней прогулки на велосипеде. Рассмотрим ключевые аспекты.
Выбор типа дорожного покрытия
Лучше всего зимой ездить по расчищенным участкам велодорожек, дворовым территориям, паркам и скверам. Стоит избегать проезжей части, трамвайных путей, а также обочин с возможным гололедом.
Внимание к погодным условиям
При выборе дня и часа поездки обязательно нужно учитывать прогноз погоды. Лучше отказаться от выезда в морозы ниже -15°C, в метели, оттепели или перед ожидаемым снегопадом.
Предпочтение светлому времени суток
Для лучшей видимости дороги оптимально планировать поездки на велосипеде при дневном освещении. В темноте повышается риск не заметить опасный участок покрытия.
Учет продолжительности светового дня
Зимой световой день короче. Поэтому маршрут нужно строить с запасом времени, чтобы успеть вернуться до наступления темноты. Иначе возрастает опасность ДТП с велосипедистом.
Выбор одежды по погоде
В день выезда обязательно нужно одеться по погоде: теплее при низкой температуре, легче при оттепели. Это позволит и комфортно прокатиться, и избежать переохлаждений.
Подготовка запасного комплекта
Рекомендуется взять с собой запасную одежду, например в рюкзаке. Она может пригодиться в случае поломки велосипеда или резкого похолодания погоды при затянувшейся поездке.
Велоремонт и профилактика в зимний период
Чтобы надежно защитить велосипед от неблагоприятного воздействия зимы, важно регулярно проводить осмотры, профилактику и ремонт согласно регламенту...
Чтобы надежно защитить велосипед от неблагоприятного воздействия зимы, важно регулярно проводить осмотры, профилактику и ремонт согласно регламенту.
Замена изношенных деталей
Перед началом зимнего сезона рекомендуется заменить все сильно изношенные элементы велосипеда - тормозные колодки и диски, покрышки, цепь. Это позволит избежать внезапных поломок в дороге.
Регулировка тормозов и переключателей
Важно отрегулировать зазор тормозных колодок, а также натяжение и смазку тросиков переключения передач. Это обеспечит надежность работы всех систем при низких температурах.
Проверка осей и подшипников
Необходимо проверить люфты в осях колес, а также состояние подшипников. При наличии люфтов или шума подшипники нужно заменить на новые.
Балансировка и подкачка колес
Сбалансированные колеса с нужным давлением будут меньше бить по неровностям зимней дороги. Это продлит срок службы велосипеда и сделает поездку комфортнее.
Обработка рамы антикоррозийным составом
Рекомендуется покрыть раму и другие стальные детали защитным антикоррозийным составом типа "Цереброл" или воском. Это предотвратит распространение очагов ржавчины.
Преимущества электровелосипеда зимой
Если вы планируете регулярно ездить на велосипеде в холодное время года, имеет смысл рассмотреть приобретение модели с электрическим приводом. Но об этом речь пойдет уже в следующей статье.