Почему в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" точно указано начало действия: загадка романа

20 мая 1859 года... Эта конкретная дата - первые слова знаменитого романа "Отцы и дети". Но почему Иван Сергеевич Тургенев счел нужным точно указать не только год, но и месяц и число? Чтобы понять, рассмотрим исторический и литературный контекст создания этого произведения.

Почему важно знать дату начала действия романа "Отцы и дети"

Указание конкретной даты в самом начале романа - это не просто дань традиции реалистической литературы XIX века. Для Тургенева чрезвычайно важно погрузить читателя в атмосферу России конца 1850-х годов, накануне отмены крепостного права.

Зная точный год и месяц, мы можем лучше понять идеи и философские споры героев, особенно Базарова. Ведь Базаров - представитель нового поколения разночинной молодежи, революционеров-нигилистов, появление которых было прямо связано с общественно-политическими процессами тех лет.

Рассмотрев реалии 1859 года, общественные настроения, взгляды людей из ближайшего окружения Тургенева, а также прототипов героев романа, мы сможем глубже понять авторский замысел и ответить на вопрос: почему точно указано начало действия в романе "Отцы и дети".

Исторический контекст 1859 года

1859 год в России - это время накала общественных страстей, в ожидании грядущей отмены крепостного права.

Император Александр II, вступивший на престол в 1855 году, понимал необходимость реформ. Но крупные помещики, в том числе брат самого Тургенева Николай, были категорически против этого. Между тем число крестьянских волнений неуклонно росло - с 1826 по 1856 год произошло более 820 выступлений.

Приводятся факты и цифры об историческом контексте 1859 года, предшествовавшего отмене крепостного права в 1861 году. Описывается накал общественных страстей, рост крестьянских волнений.

В то же время среди образованной молодежи набирает популярность идеология нигилизма - полного отрицания существующих порядков и ценностей. Нигилисты выступают за радикальный переворот, часто в ущерб здравому смыслу и научной истине. Их лидерами были Добролюбов, Чернышевский, Писарев.

И вот в эту сложнейшую пору реформ и потрясений Тургенев создает образ Базарова - ярого нигилиста, воплощающего новые веяния эпохи.

Тургенев и его окружение

На замысел «Отцов и детей» оказали влияние взгляды людей из ближайшего окружения Тургенева.

Во-первых, это родной брат писателя Николай. Крупный помещик, он категорически возражал против освобождения крестьян. Его приверженность старым устоям отразилась в образе Николая Петровича Кирсанова.

Во-вторых, Тургенев находился под впечатлением от встречи в Лондоне 25 мая 1859 года с Александром Герценом, издателем «Колокола». Они горячо обсуждали статью Герцена с резкой критикой радикальных взглядов молодых «нигилистов» - Добролюбова и Чернышевского.

Рассказывается о ближайшем окружении Тургенева, повлиявшем на замысел романа - брате Николае и встрече с Герценом 25 мая 1859 года. Приводятся цитаты из их высказываний.

Прототипы главных героев

Образ Базарова был во многом списан Тургеневым с реально существовавших людей.

В его прототипы вошли молодой литератор Добролюбов, талантливый публицист и критик. От него Базаров унаследовал резкие суждения и неприятие авторитетов.

Другим прообразом послужил земский врач Преображенский, боровшийся с эпидемиями холеры в Орловской губернии. Отсюда и трагический финал Базарова, умершего от заражения тифом.

Что касается Кирсановых, то в их образах запечатлены черты самого Тургенева, его брата и литературного критика Белинского.

Анализируются реальные люди, послужившие прототипами Базарова и Кирсановых: Добролюбов, Преображенский, брат и друзья самого Тургенева.

Философские и литературные источники романа

Помимо реальных людей, на взгляды Базарова повлияли идеи западных мыслителей, в частности Блеза Паскаля. Его философия скептицизма нашла отражение в знаменитом монологе Базарова под стогом сена:

«И что такое правда, когда точно известно, что ни на один волос не продвинешься за своими пределами... Мы можем только наблюдать явления, которые происходят в нас самих; все, что мы в состоянии познать, это свойство призрака...

Почему точно указано начало действия в романе "Отцы и дети"? Эти размышления перекликаются с идеями Паскаля о бессилии человека постичь мироздание. Они показывают, что Базаров не просто бунтарь-нигилист, но и глубокий мыслитель.

Символика романа

В романе есть несколько ключевых символов, в том числе лес и сфинкс. Что они означают?

Лес символизирует таинственные глубины человеческой психики. Базаров уподобляет людей деревьям в лесу и полагает, что «одного человеческого экземпляра» достаточно, чтобы понять всех. Однако в финале в бреду он снова видит лес, что говорит об ограниченности его взглядов.

Что касается сфинкса на перстне Павла Петровича, то это символ загадочности женской натуры и любви. Перечеркнув сфинкса крестом, умирающая княгиня как бы дает Кирсанову понять, что разгадка любви - в христианской морали. Однако он не усвоил урок.

Раскрывается символика таких образов, как лес и сфинкс. Приводятся цитаты из романа и разные трактовки их смысла.

Тема крепостного права

почему столь пристальное внимание уделяет Тургенев описанию быта помещиков и их отношению к крепостным? Все дело в приближении отмены крепостного права.

Кирсановы и Базаров по-разному смотрят на этот вопрос. Кирсанов считает себя «либералом», но не готов расстаться с привычным рабским трудом. А Базаров осуждает такое лицемерие.

Тургенев как бы противопоставляет «отцов», приверженцев старины, и «детей» во главе с Базаровым как носителями новых эгалитарных идей.

Портрет Базарова

Облик Базарова подчеркнуто аскетичен и небросок. Он носит очки и длинный «студенческий» сюртук. Этот портрет свидетельствует о его разночинном происхождении и принадлежности к социальному типу «новых людей».

В его облике нет ничего аристократического или вычурного. Это отражение взглядов Базарова, отрицающего эстетику и романтические идеалы прошлого.

Дается анализ внешнего облика Базарова, его портрета как отражения внутреннего мира героя и новых веяний эпохи.

Эволюция Базарова

Хотя Базаров изображен убежденным нигилистом, в финале романа мы видим точно указано начало действия его внутреннего кризиса.

Столкнувшись с чувством к Одинцовой и холодностью поведения «народа», в который он верил, Базаров теряет былую уверенность в своих идеалах.

Его прежние непреклонные убеждения дают трещину. Перед смертью он с болью говорит об «ошибках» своей молодости.

Позиция автора

Несмотря на сочувственное изображение Базарова, в финале Тургенев дает понять ограниченность его воззрений, показывая тщету попыток подогнать людей под «теории».

Тургенев не принимает категоричного отрицания культурного наследия предков. Его идеал - постепенный прогресс при сохранении преемственности традиций, что воплощено в образах братьев Кирсановых.

Споры Базарова и Кирсанова

Кульминацией столкновения «отцов» и «детей» становится спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым об отношении к народу.

Базаров упрекает Кирсанова в неискренности и лицемерии, ведь тот считает себя «либералом», но на деле зависит от труда крепостных. Это иллюстрирует несостоятельность позиции умеренных либералов в предреформенной России.

Дается анализ ключевой сцены - спора между Базаровым и Кирсановым об отношении к народу и крепостному праву как отражения столкновения идеологий "отцов" и "детей".

Язык романа

Язык «Отцов и детей» отличается особой выразительностью благодаря метким сравнениям и метафорам.

Так, Базаров полагает, что «люди что деревья в лесу». Это перекликается с его убеждением в том, что все люди одинаковы. Но Тургенев показывает ограниченность такого взгляда.

Другая метафора - уподобление народа «таинственному незнакомцу» готического романа. Это иронический намек на неспособность Базарова понять психологию простого люда.

Нигилизм Базарова

Почему указано начало действия? С самого начала Базаров позиционирует себя как нигилиста, отрицающего авторитеты и ценности "отцов". Он верит лишь в науку и разум.

Однако под влиянием любви к Одинцовой Базаров переживает внутренний кризис. Его убеждения дают трещину. В финале он с сожалением говорит о "заблуждениях" своей молодости.

Так Тургенев показывает, что абсолютный нигилизм - тупиковый путь, не приносящий ничего, кроме разочарования.

Тургенев и революционеры

Хотя Тургенев с симпатией изображает Базарова и его стремление к обновлению России, он не разделяет крайностей этого персонажа.

В отличие от революционеров, призывавших к ниспровержению всего старого мира, Тургенев выступал за постепенный эволюционный путь развития.

Он не отрицает целиком культурное наследие прошлого, а призывает бережно хранить все ценное, что было создано предками. Это видно в его симпатии к братьям Кирсановым.

Комментарии