Система охлаждения ВАЗ 2110: описание, принцип работы, ремонт

Система охлаждения ВАЗ 2110 предназначена для поддержания эффективной работы двигателя внутреннего сгорания. Система не позволяет превышать рабочую температуру внутри агрегата, а также способствует ее быстрому набору до оптимального уровня. Это достигается переключением между большим и малым кругами охлаждения. Следует учитывать, что перегрев также опасен для мотора, как и непрогретая система.

Система охлаждения

Охлаждающая система на автомобиле ВАЗ 2110 является жидкостной, закрытого типа, циркуляция которой приводится в действие в принудительном порядке. Охлаждающей жидкостью может выступать вода или антифриз. На сегодняшний день воду в системе практически никто не использует. Она быстро замерзает и является катализатором в окислительных процессах, что очень негативно сказывается на работоспособности множества деталей и узлов.

Применение антифриза целесообразно и оправданно, так как жидкость имеет низкий порог замерзания, защищает детали системы от образования ржавчины. Частыми причинами поломок данной системы становится именно загрязнение магистралей, по которым циркулирует охлаждающая жидкость.

Система охлаждения ВАЗ 2110 8 клапанов имеет отличия от 16-тиклапанного мотора посредством размера расширительного бачка и термостата. Сама же схема и устройство охлаждения принципиально не отличается от других транспортных средств. Основными узлами системы выступают радиатор охлаждения, центробежный насос (чаще называемый помпой) и термостат. Последний элемент в данной модели авто располагается под воздушным фильтром со стороны аккумулятора.

Устройство системы

Система охлаждения ВАЗ 2110 состоит из следующих элементов:

  • охлаждающий радиатор, имеет левый и правый бачок охлаждения;
  • электрический вентилятор с собственным электродвигателем;
  • датчик активации электровентилятора;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости, вмонтирован в головку блока двигателя;
  • термостат;
  • расширительный бачок, оборудован специальной пробкой с датчиком уровня жидкости;
  • радиатор отопителя (печка), расположен в салоне автомобиля;
  • центробежный насос (помпа).

Двигатели ВАЗ 2110 бывают карбюраторными и инжекторными. Поэтому система охлаждения может незначительно отличаться. Обычно это выражается в схеме подсоединения патрубков радиатора отопителя, размещении термостата определенной конструкции из литого алюминиевого корпуса и более увеличенном размере расширительного бачка. Может отсутствовать датчик уровня ОЖ в бачке.

Особенности функционирования системы

Принцип работы системы охлаждения ВАЗ 2110 идентичен классической схеме охлаждения. Так как система охлаждения является закрытой, то функционирование происходит под избыточным давлением с рабочей температурой 85–95 ℃. Система полностью герметичная, на расширительном бачке закручена крышка с двойным клапаном. При остывании двигателя расширенная жидкость уходит из бачка и определенным давлением открывается клапан на впуск воздуха до необходимого объема. Во время нагрева двигателя охлаждающая жидкость нагревается, расширяется и поступает в расширительную емкость. Клапан на крышке из-за избыточного давления открывается и стравливает излишек. Таким образом, происходит процесс регулировки давления в системе охлаждения ВАЗ 2110.

Температурный режим

Благодаря термостату и электровентилятору поддерживается оптимальная температура охлаждающей жидкости в двигателе. Вентилятор прикреплен к радиатору и оборудован специальным кожухом. В одном из бачков радиатора вмонтирован датчик, который активирует запуск электродвигателя при определенной температуре ОЖ. Когда жидкость превышает точку кипения (101 ℃), запускается вентилятор и охлаждает принудительно всю жидкость, которая проходит через радиатор. При температуре в 92–94 ℃ датчик останавливает вентилятор.

В системе охлаждения ВАЗ 2110 температура антифриза определяется датчиком. Он расположен в блоке цилиндров, и его показания отображаются на приборном щитке в салоне транспортного средства. Помимо этого, если ДВС оснащен электронным впрыском, то в головке агрегата встроен дополнительный датчик. Его задачей является передача информации по нагреву электронному блоку управления.

Термостат

Также тепловой режим работы двигателя зависит от термостата. Главная задача этого устройства - быстрый прогрев двигателя и своевременный отвод тепла от нагревающихся элементов.

При первом запуске двигателя перепускной клапан термостата закрывает доступ ОЖ в патрубок, который ведет к радиатору, и жидкость начинает циркулировать по малому кругу. В системе охлаждения ВАЗ 2110 он состоит из радиатора отопителя, впускного коллектора и жидкостной камеры пускового устройства.

После нагрева антифриза до температуры приблизительно в 88–90 ℃ в термостате перепускной клапан приоткрывает доступ к основному патрубку, который подсоединяет к циркуляционному кругу охлаждающий внешний радиатор. Когда температура достигает 95–100 ℃, патрубок полностью открывается и становится доступен в полном объеме большой круг охлаждения. По регламенту ход основного клапана должен варьироваться в пределах не менее 8 мм.

Как промыть систему охлаждения ВАЗ 2110

Для продления срока службы системы охлаждения ее периодически необходимо очищать. Это достигается методом промывки. Частота процесса напрямую зависит от условий эксплуатации, состояния силового агрегата, компонентов системы охлаждения.

Для промывки системы используют или дистиллированную воду, или соду с уксусом, или специализированные промывочные средства очистки.

С использованием воды система очищается следующим образом:

  • сливается охлаждающая жидкость;
  • заливается дистиллированная вода (полный объем системы охлаждения ВАЗ 2110 – 7.8 л);
  • запускается двигатель и работает в течение 10–15 минут, без нагрузки, на холостых оборотах;
  • двигатель глушится, сливается вода;
  • при необходимости процедура повторяется до момента слива чистой воды.

Способ прост в исполнении, но малоэффективен. Вода неспособна удалить сильные отложения загрязнений и накипи.

Очистка системы при помощи соды, молочной кислоты и уксуса более действенна, но представляет определенные сложности. Смесь необходимо приготовить в определенной пропорции и залить в систему. Двигатель должен простоять с ней около 7-8 часов, при этом мотор нужно заводить несколько раз на непродолжительное время. Далее слить раствор и промыть систему дистиллированной водой вышеописанным способом.

Промывка системы с применением специализированных средств является самым эффективным способом, но и самым затратным со стороны финансов. Существует множество разных промывочных жидкостей на авторынке, и принцип процесса сводится к аналогичному методу с использованием дистиллированной воды.

Возможные неисправности

Одна из неисправностей системы – воздушная пробка. В системе охлаждения ВАЗ 2110 неприятность некритичная и легкоустранимая. Существует несколько способов избавиться от такой проблемы, в том числе процесс промывки системы. Это самый эффективный метод, так как позволяет заменить отработавший свой срок антифриз и стопроцентно устранить проблему.

Комментарии