Почему летнее дизельное топливо дешевле зимнего?
Дизельное топливо - важнейший энергетический ресурс для транспорта и промышленности. Но почему же его летние сорта стоят дешевле зимних? Давайте разберемся!
Основные свойства летнего и зимнего дизтоплива
Летнее дизельное топливо летнее
предназначено для использования в теплое время года, когда температура воздуха выше 0°С. Оно имеет относительно высокую температуру застывания: около -10°С. При более низких температурах в летнем топливе начинается кристаллизация парафинов, которые забивают фильтры и форсунки топливной системы.
Зимнее дизельное топливо можно использовать в холодное время года при температуре до -35°С. Это достигается за счет дополнительной очистки от парафинов (процесс депарафинизации) и добавления специальных присадок-депрессоров, которые не дают парафинам слипаться при низких температурах.
Основное отличие летней и зимней солярки - в их химическом составе. Летняя содержит больше естественных парафинов, зимняя очищается от них и смешивается с присадками.
Другие важные различия летнего и зимнего ДТ:
- Плотность. У летнего выше (863 кг/м3), так как в нем больше парафинов.
- Температура вспышки. У летнего также выше (+60°С против +40°С), что обусловлено составом.
- Цетановое число. Оно характеризует самовоспламеняемость. У зимнего ДТ чуть ниже (47 против 51), что компенсируется присадками.
У зимнего дизтоплива есть свои недостатки: более низкая экологичность, повышенный износ двигателя. Но современные присадки нивелируют эти минусы. А вот летнее использовать зимой опасно!
Технология производства
Процесс получения дизтоплива начинается с перегонки нефти в вакуумных установках. Образующиеся керосиновые и газойлевые фракции смешиваются в необходимых пропорциях.
Летнее дизельное топливо производят путем простого смешивания этих фракций. А вот при получении зимних марок применяются дополнительные технологии:
- Глубокая очистка от парафинов и серы (депарафинизация и гидроочистка).
- Добавление депрессорных присадок, улучшающих низкотемпературные свойства.
- Точная доводка состава в соответствии стандартами качества.
Процессы дополнительной очистки и смешивания с присадками требуют больших затрат на оборудование и энергию. Поэтому себестоимость зимнего дизтоплива оказывается выше. |
Ключевым фактором является соответствие жестким требованиям по качеству. Для получения зимних марок требуется сложное высокотехнологичное оборудование с продвинутыми системами автоматизации. Это также влияет на конечную стоимость дизельного топлива летнее
.
Сезонное использование дизельного топлива
Важно помнить, что летнее и зимнее дизтопливо предназначено для применения в разных температурных условиях. Летние сорта используют при положительных температурах - от 0 до +30°С. Зимние марки разрешается применять при отрицательной температуре воздуха вплоть до -35°С.
Если заправить зимой летним топливом, оно будет застывать в баке и топливопроводах. А использовать зимой летнюю солярку крайне опасно - возможна поломка двигателя из-за отложений парафина на форсунках и в фильтре.
Смешивание и замена сортов ДТ
Смешивать летние и зимние сорта дизельного топлива не рекомендуется. Это может ухудшить эксплуатационные свойства и привести к поломкам оборудования.
В исключительном случае зимой можно добавить в летнее топливо специальную присадку - антигель, которая расширит его рабочий температурный диапазон. Но это временная мера, полностью заменить зимний сорт ДТ летним даже с присадками нельзя.
Требования к качеству дизельного топлива
Летнее дизельное топливо должно соответствовать ряду показателей качества, обозначенных в ГОСТ 305-2013 и других стандартах. Основные из них:
- Температурные характеристики (застывания, помутнения).
- Плотность и вязкость.
- Содержание серы и воды.
- Цетановое число (характеристика воспламенения).
Для зимних сортов дизельного топлива требования по этим показателям жестче. Кроме того, ограничивается содержание полициклических ароматических углеводородов, золы, механических примесей и ряда других факторов, влияющих на эксплуатационные характеристики.
Сертификация дизельного топлива
Все марки дизтоплива в России проходят обязательную сертификацию на соответствие требованиям технических регламентов. Это также влияет на стоимость конечной продукции.
Для зимних и арктических сортов процедура аттестации более сложная и затратная. К примеру, необходимо подтверждать эффективность присадок при температурах до -60°С. Это требует проведения целого комплекса дополнительных испытаний.
Поэтому сертификация зимнего дизтоплива по сравнению с летним обходится дороже, что также вносит вклад в разницу цен.
Логистика поставок дизельного топлива
Еще один ценообразующий фактор - особенности транспортировки и хранения зимнего дизельного топлива. Для предотвращения потери заданных эксплуатационных свойств при низких температурах требуется специальное оборудование и логистические схемы.
Особенности хранения зимнего дизтоплива
Для хранения зимнего дизельного топлива используются специальные резервуары с обогревом, позволяющие поддерживать температуру на уровне не ниже +10°C. Это необходимо, чтобы избежать выпадения парафинов и ухудшения эксплуатационных свойств.
Кроме того, хранилища оснащаются системами внутренней циркуляции топлива и его периодической фильтрации. Это также важно для сохранения заданных параметров зимних марок дизельного топлива летнее
.
Транспортировка зимней солярки
Перевозка зимнего дизтоплива осуществляется в специализированных цистернах, оснащенных системами подогрева и термоизоляции. Это необходимо для сохранения заданной температуры и предотвращения выпадения кристаллов парафинов.
Другое важное отличие логистики зимнего дизтоплива - небольшие объемы маршрутных поставок (до 30 тонн) и оперативная доставка в течение суток для предотвращения долгого нахождения в пути и охлаждения топлива.
Рыночные факторы ценообразования
Помимо производственных затрат, стоимость летнего и зимнего дизтоплива зависит от конъюнктуры рынка, спроса и предложения в разные периоды.
Зимой спрос на топливо всегда выше, так как растет парк техники (снегоуборочная, дорожная и др.), нуждающейся в дизельном топливе. Поэтому зимние цены традиционно оказываются выше летних.
Сезонные колебания цен
Весной и осенью наблюдаются скачки цен на дизельное топливо. Это связано с необходимостью смены зимних марок на летние и обратно. Возникают дополнительные расходы на логистику, хранение, слив остатков.
Чтобы минимизировать потери, компании стараются переложить часть этих издержек на потребителя через повышение отпускных цен в межсезонье.
Государственное регулирование рынка дизтоплива
На ценовую политику производителей и поставщиков дизельного топлива большое влияние оказывает госрегулирование отрасли со стороны правительства.
Так, в случае резкого скачка мировых цен на нефть и нефтепродукты вводится государственное ценовое демпфирование, чтобы сгладить волатильность внутреннего рынка. Это касается и стоимости дизельного топлива.