Методика развития речи: проблемы и перспективы в современной науке

Методика развития речи - важнейшая отрасль педагогики, определяющая успех общего развития и социализации ребенка. Какие проблемы стоят перед этой наукой сегодня и какие решения предлагают ученые? Давайте разберемся.

История становления методики развития речи как науки

Методика развития речи как самостоятельная научная дисциплина начала формироваться в России в 1930-е годы. До этого вопросы обучения родному языку детей дошкольного возраста рассматривались в рамках общей педагогики.

Важную роль в становлении методики сыграли труды выдающегося психолога Л.С. Выготского, который обосновал положение о ведущей роли обучения в речевом развитии ребенка. Его идеи получили развитие в работах А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других ученых.

Следует подчеркнуть, что при этом подражание остается фактором речевого развития, однако в основе последнего лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

В 1960-1980-е годы были сформулированы основные принципы и разработано содержание обучения родному языку детей дошкольного возраста. Значительный вклад внесли исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, А. М. Бородич и др.

С 1990-х годов приоритетным направлением становится коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи. Активно разрабатываются инновационные методики с использованием современных технологий.

Таким образом, на протяжении почти 100 лет методика развития речи прошла путь от эмпирических рекомендаций до полноценной педагогической науки.

Теоретические основы современной методики речевого развития

Теоретическую базу современной методики речевого развития составляют фундаментальные труды отечественных психологов и педагогов. Рассмотрим основные подходы.

Теория речевой деятельности

Этот подход разработан в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А .Р. Лурии. Речь рассматривается как особый вид деятельности, имеющий коммуникативную направленность.

Развитие речи происходит в процессе усвоения языка как средства общения. Ребенок овладевает речью, подражая взрослым и активно экспериментируя со словами.

Концепция речемыслительной деятельности

Автор концепции - Ф. А. Сохин. Он рассматривал процесс усвоения языка как творческую речемыслительную деятельность.

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.

Основа речевого развития - обобщение языковых явлений, формирование "чувства языка".

Коммуникативно-деятельностный подход

Этот подход получил широкое распространение в последние десятилетия. Его сторонники (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, О. С. Ушакова и др.) рассматривают речь прежде всего как средство общения и взаимодействия.

Основные задачи речевого развития:

  • формирование коммуникативных умений;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной диалогической и монологической речи.

Таким образом, современная методика опирается на фундаментальные достижения отечественной научной психолого-педагогической школы.

Содержание речевого развития детей дошкольного возраста

Содержание речевого развития дошкольников охватывает все стороны речи и последовательно раскрывается в соответствующих разделах программы.

Развитие словаря

Основные задачи:

  • обогащение, расширение и активизация словаря детей;
  • формирование семантической стороны речи;
  • развитие грамматического строя речи.

Эта работа включает:

  • расширение объема словаря на основе ознакомления с новыми предметами и явлениями;
  • уточнение значений слов;
  • активизацию словаря посредством разнообразных игр и упражнений.

Формирование грамматического строя речи

Основные направления работы:

  • морфология (обучение словообразованию и словоизменению);
  • синтаксис (формирование различных конструкций предложений).

Используются такие методы, как дидактические игры, упражнения, моделирование.

Развитие связной речи

Включает обучение:

  • диалогической речи;
  • монологическим высказываниям;
  • составлению описательных и сюжетных рассказов;
  • пересказу литературных произведений.

Таким образом, содержание речевого развития охватывает все основные линии и обеспечивает комплексное воздействие на речь ребенка.

Диагностика речевого развития дошкольников

Важной составляющей методики развития речи является диагностика, позволяющая определить уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом.

Различают первичную (начальную) и итоговую диагностику. Первичная проводится в начале учебного года, итоговая - в конце.

Для диагностики используются такие методы, как наблюдение за речью детей в повседневной жизни и в процессе специально организованной деятельности, беседы, анализ образцов речи, специальные диагностические задания.

По результатам диагностики определяются дальнейшие задачи речевого развития группы и отдельных детей.

Проблемы современной методики речевого развития

Несмотря на достигнутые успехи, в методике развития речи дошкольников остается ряд нерешенных проблем:

Недостаточное внимание к коммуникативному аспекту

Зачастую обучение сводится к механическому заучиванию речевых образцов и не формирует реальных коммуникативных умений.

  1. Преобладание репродуктивных методов. Во многих детских садах по-прежнему господствуют устаревшие занятия репродуктивного типа, ограничивающие речевое творчество детей.
  2. Слабая связь теории и практики. Многие педагоги испытывают трудности в реализации современных концепций и методик развития речи.
  3. Недостаток современных пособий. Остро ощущается нехватка дидактических материалов нового поколения, основанных на интерактивных методах.

Пути решения проблем речевого развития дошкольников

Для преодоления проблем необходим комплексный подход, включающий следующие направления:

  1. Внедрение инновационных технологий. Это позволит сделать процесс речевого развития более интересным и эффективным.
  2. Повышение квалификации педагогов. Необходима систематическая переподготовка воспитателей в области современных концепций и методик развития речи.
  3. Усиление практической направленности подготовки студентов. Будущие педагоги должны получать не только теоретические знания, но и практические навыки организации речевого развития детей.
  4. Разработка новых дидактических материалов. Необходимы современные пособия, стимулирующие речевую активность и творчество детей.

Перспективы развития методики речевого развития

Дальнейшее совершенствование методики развития речи должно осуществляться по следующим направлениям:

  1. Создание новых теоретических концепций. Необходимы исследования психолого-педагогических основ речевого развития с учетом современных реалий и запросов практики.
  2. Разработка обновленного содержания обучения. Требуется пересмотр содержания речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования и актуальными потребностями общества.
  3. Внедрение инновационных методов и технологий. Необходим поиск новых эффективных форм, методов и средств развития речи с использованием цифровых технологий.
  4. Активизация роли семьи в речевом развитии. Следует разработать эффективные формы педагогического просвещения родителей и их вовлечения в совместную речевую работу с детьми.
  5. Расширение международного сотрудничества. Полезен обмен передовым педагогическим опытом в области развития речи детей дошкольного возраста.

Роль методики развития речи в подготовке педагогических кадров

Дисциплина "Методика развития речи" играет важную роль в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования.

Она включена в образовательные программы различных уровней - от среднего профессионального до магистратуры и аспирантуры.

Основные задачи изучения дисциплины:

  • усвоение теоретических основ методики;
  • овладение конкретными методами и приемами речевого развития;
  • формирование профессиональных умений.

Важен комплексный подход, сочетающий теорию и практику, с постепенным повышением доли самостоятельной работы студентов.

Комментарии