Сметно-бюджетное финансирование: суть и особенности
Сметно-бюджетное финансирование - насколько это понятно рядовому гражданину? А между тем, это один из ключевых механизмов распределения государственных средств. Давайте разберемся в сути этого процесса и его особенностях, чтобы лучше понимать, на что идут наши налоги.
Определение и сущность сметно-бюджетного финансирования
Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Проще говоря, это механизм, при котором школы, больницы, министерства и другие некоммерческие государственные организации получают финансирование из бюджета страны для покрытия своих расходов.
Работает это так:
- Бюджетное учреждение составляет подробный финансовый план своих расходов на год - так называемую смету
- Смета утверждается и включается в общий бюджет страны
- После утверждения бюджета учреждение получает запланированное финансирование для покрытия своих расходов
Объекты сметно-бюджетного финансирования
В системе сметно-бюджетного финансирования находятся следующие основные объекты:
- Государственные и муниципальные организации образования - школы, колледжи, институты
- Учреждения здравоохранения и физической культуры - больницы, поликлиники, спортивные комплексы
- Организации культуры - музеи, библиотеки, театры
- Органы государственной власти и местного самоуправления
- Правоохранительные органы - полиция, суды
- Органы национальной обороны - армия, флот, космические войска
То есть это в основном бюджетные организации социальной сферы, а также госаппарат. Например, на сметном финансировании находятся такие крупные объекты как МГУ им. Ломоносова или Российская Государственная Библиотека.
Виды смет при сметно-бюджетном финансировании
При сметно-бюджетном финансировании используются следующие основные виды смет:
- Индивидуальная смета - составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его собственные расходы
- Смета расходов на централизованные мероприятия - формируется министерствами и ведомствами на проведение мероприятий общего характера
- Сводная смета - объединяет индивидуальные сметы подчиненных организаций и сметы на централизованные расходы
Например, Минздрав РФ формирует сводную смету, куда входят индивидуальные сметы всех подведомственных больниц и поликлиник, а также отдельная смета расходов министерства на различные централизованные мероприятия: конференции, повышение квалификации медработников и т.п.
Нормативы расходов при сметно-бюджетном финансировании
При составлении смет бюджетные учреждения опираются на установленные государством нормативы расходов - размеры допустимых затрат на единицу услуг. Различают следующие виды нормативов:
- Обязательные и необязательные
- Материальные и денежные
- Индивидуальные и комбинированные
Обязательные нормативы утверждаются на федеральном уровне и не могут быть изменены, а необязательные устанавливаются самим учреждением. Денежные нормативы отражают стоимость материальных затрат в деньгах.
Например, для школ может быть установлен следующий норматив: расход мела на 1 ученика - 5 пачек в год. А денежный норматив составит уже 5 пачек мела * цена пачки.
Порядок составления сметы расходов бюджетного учреждения
Процесс составления сметы расходов бюджетной организации включает следующие этапы:
- Определение необходимых расходов на год
- Расчет затрат по статьям в соответствии с нормативами
- Согласование проекта сметы с вышестоящей организацией
- Утверждение сметы руководителем учреждения
Типичными статьями расходов в смете являются:
- Заработная плата сотрудников и начисления на нее
- Коммунальные платежи
- Расходы на содержание имущества
- Прочие текущие расходы
Как видно из примеров, смета содержит вполне конкретные и детальные виды предстоящих трат. Это важно для их обоснования и последующего контроля.
Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения
Процесс утверждения сметы расходов бюджетной организации тесно связан с общим бюджетным процессом в стране:
- Сначала учреждение формирует проект сметы в рамках подготовки проекта бюджета
- После утверждения бюджета вышестоящим органом смета расходов официально утверждается в качестве основания для финансирования
- Смета утверждается в течение 2 недель после принятия соответствующего бюджета
Таким образом, утвержденная смета становится обязательной к исполнению и служит финансовым планом деятельности учреждения. При необходимости в течение года в смету могут вноситьсяСоме изменения.
Исполнение сметы расходов бюджетного учреждения
В процессе исполнения утвержденной сметы расходов учреждение:
- Расходует выделенные ему бюджетные средства
- Ведет учет и отчетность по расходованию средств
- Отчитывается перед вышестоящей и финансовой организацией о реализации сметы
Такой порядок позволяет контролировать целевое использование бюджетных ресурсов.
Особенности планирования расходов на оплату труда в смете
Основную долю расходов в сметах бюджетных учреждений составляют затраты на оплату труда работников со всеми начислениями. Эти расходы рассчитываются в смете на основе:
- Утвержденного штата учреждения
- Действующей системы оплаты труда с фиксированными окладами и надбавками
- Установленного фонда надбавок и премий
Таким образом формируется обоснованный фонд оплаты труда персонала на плановый год.
Планирование доходов бюджетного учреждения в смете
Помимо расходов, смета бюджетной организации может включать и планируемые доходы от:
- Платных услуг населению
- Договоров на выполнение работ для других организаций
- Иных видов разрешенной приносящей доход деятельности
Учет таких доходов необходим для получения полной картины финансовых потоков учреждения.
Достоинства и недостатки сметно-бюджетного финансирования
Сметно-бюджетное финансирование имеет следующие плюсы:
- Позволяет эффективно планировать расходы бюджета
- Обеспечивает целевое использование выделяемых средств
- Упрощает контроль и аудит государственных расходов
Вместе с тем, у этого механизма есть и определенные недостатки:
- Высокие риски неэффективного расходования средств
- Затруднена корректировка сметы в связи с изменением ситуации
- Отсутствие стимулов для бюджетных учреждений по оптимизации затрат и повышению эффективности
Мировой опыт сметно-бюджетного финансирования
В мировой практике сметное финансирование государственных учреждений также широко применяется. Например, в США бюджетные организации составляют запросы на финансирование, которые затем рассматриваются и утверждаются в рамках бюджетного процесса.
При этом в некоторых странах применяются более гибкие подходы, позволяющие корректировать сметы в ходе исполнения бюджета. Это снижает риски неэффективного расходования средств при изменении ситуации.
Тенденции развития сметно-бюджетного финансирования в России
В России в последние годы наметились следующие тенденции в smeta области сметного финансирования:
- Постепенный переход бюджетных учреждений на госзадание с более гибкими условиями финансирования
- Внедрение нормативных затрат на оказание госуслуг в расчетах при составлении смет
- Усиление автономии учреждений при использовании бюджетных средств
Это повышает эффективность сметно-бюджетного механизма, но требует совершенствования контроля расходов.
Рекомендации по оптимизации сметно-бюджетного финансирования
Для повышения эффективности сметно-бюджетного финансирования можно дать следующие рекомендации:
- Более широко использовать нормативный подход для обоснования затрат
- Внедрить гибкие механизмы корректировки утвержденных смет
- Усилить личную ответственность руководителей бюджетных учреждений за результативность использования выделенных средств
Перспективы сметно-бюджетного финансирования
Сметно-бюджетное финансирование зарекомендовало себя как эффективный инструмент для финансового обеспечения значимых государственных задач в социальной и иных сферах.
В перспективе ожидается дальнейшее развитие этого механизма с большей ориентацией на конечные результаты и качество оказания госуслуг. Это позволит повысить отдачу от использования бюджетных средств в интересах всего общества.
Сравнение российского и зарубежного опыта сметно-бюджетного финансирования
Несмотря на общие подходы, российская практика сметного финансирования имеет свои особенности по сравнению с зарубежными странами:
- Более жесткая регламентация процессов составления, согласования и утверждения смет
- Меньшая гибкость в корректировке сметы при изменении условий в течение года
- Выше степень централизации и меньше самостоятельности учреждений в управлении финансами
Это накладывает определенные ограничения, но с другой стороны позволяет жестко контролировать потоки бюджетных средств.
Передовой мировой опыт оптимизации сметно-бюджетного финансирования
Для модернизации отечественной системы целесообразно использовать лучшие мировые практики в этой сфере, в частности:
- Более широкое использование нормативов и норм
- Расширение прав бюджетных учреждений по управлению выделенными средствами
- Внедрение гибких бюджетов с возможностью оперативной корректировки статей
- Усиление роли внутреннего аудита и контроля в учреждениях
Это позволит повысить результативность сметно-бюджетного механизма у нас в стране.
Преимущества передового зарубежного опыта
Какие конкретные выгоды может дать заимствование передового зарубежного опыта сметного финансирования?
- Снижение риска неэффективного использования бюджета при изменении ситуации
- Рост качества и доступности государственных услуг за счет большей гибкости учреждений
- Ускорение реализации важных проектов благодаря упрощению процедур согласования смет
- Повышение финансовой дисциплины в учреждениях
Реформирование системы сметно-бюджетного финансирования с учетом лучшей зарубежной практики - веление времени для нашей страны.
Возможные риски заимствования зарубежного опыта
Вместе с тем, перенимание передовых мировых практик несет и определенные риски:
- Снижение контроля госрасходов из-за расширения полномочий учреждений
- Рост злоупотреблений в условиях ослабления жестких регламентов
- Необходимость реформирования всей системы управления бюджетом
Чтобы минимизировать эти риски, реформа должна быть поэтапной с сохранением эффективных элементов сложившейся у нас системы контроля и надзора.