Как правильно организовать учет поступления материалов на предприятии

Эффективное управление запасами является важнейшим фактором успешной деятельности любого производственного предприятия. От того, насколько рационально выстроена система учета поступления и расходования материалов, зависит оборачиваемость оборотных средств, себестоимость продукции, финансовые результаты.

В данной статье мы подробно разберем, как правильно наладить первичный учет материалов в соответствии с требованиями законодательства, стандартов бухучета и налогообложения.

Порядок документального оформления поступления материалов

Для оформления поступления материалов на предприятие необходим пакет первичных документов. К нему относятся товарная накладная, счет-фактура, договор поставки, товарно-транспортная накладная, сертификаты качества и др. Все документы должны быть заполнены корректно и содержать всю необходимую информацию.

Приемка материалов осуществляется приемочной комиссией предприятия. Результаты приемки оформляются актом о приемке материалов. В нем указывается наименование, количество и качество полученных материалов. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем предприятия.

На основании этих документов бухгалтерия предприятия принимает материалы к учету. Для этого составляется приходный ордер, в котором указывается наименование, количество и стоимость оприходованных материалов. Приходный ордер подписывается материально ответственным лицом.

Методы оценки стоимости поступающих материалов

Согласно российским правилам бухгалтерского учета, материалы принимаются к учету по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). В состав фактических затрат включаются:

  • Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику
  • Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги
  • Таможенные пошлины
  • Не возмещаемые налоги

Кроме того, организации могут использовать упрощенный порядок оценки материалов - по учетным ценам. В этом случае отклонения между фактической и учетной стоимостью материалов отражаются на отдельном счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Учет материалов по фактической себестоимости Учет материалов по учетным ценам
Все затраты на приобретение материалов учитываются в дебете счета 10 "Материалы" Затраты на приобретение материалов сначала учитываются на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
Не требуется дополнительных записей для отражения отклонений фактической себестоимости материалов от их учетной стоимости Отклонения между фактической и учетной стоимостью материалов показываются в дебете/кредите счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Таким образом, российские стандарты бухгалтерского учета предусматривают 2 способа оценки стоимости материалов: по фактической себестоимости и по учетным ценам. Выбор конкретного метода оценки производится организацией самостоятельно исходя из специфики ее хозяйственной деятельности и отражается в учетной политике.

Особенности учета материалов, полученных по договору поставки

Договор поставки является одной из наиболее распространенных форм приобретения материалов организациями. При этом бухгалтерский и налоговый учет материалов, поступивших по договору поставки, имеет ряд особенностей.

Во-первых, необходимо правильно оформить первичные документы. Основанием для оприходования материалов, полученных от поставщика, являются товарная накладная по форме М-15 и счет-фактура. Эти документы передаются поставщиком вместе с партией товара. Бухгалтер должен внимательно изучить товарную накладную и счет-фактуру, проверив:

  • наличие обязательных реквизитов;
  • соответствие наименований и количества поступивших материалов данным договора поставки;
  • правильность заполнения счета-фактуры для целей НДС.

После проверки первичных документов на предмет полноты и корректности оформления составляется приходный ордер по унифицированной форме М-4, на основании которого материалы оприходуются на соответствующие субсчета счета 10 "Материалы".

Во-вторых, необходимо правильно отразить в учете сумму НДС по поступившим материалам. Если организация является плательщиком НДС, то сумма налога, указанная в счете-фактуре, относится к налоговым вычетам, подлежащим возмещению из бюджета. Для этого делаются следующие проводки:

  • Дт 10 Кт 60 - на сумму поступивших материалов по покупной стоимости;
  • Дт 19 Кт 60 - на сумму НДС;
  • Дт 68 Кт 19 - на сумму НДС к возмещению.

Если же организация не является плательщиком НДС, то сумма налога включается в фактическую себестоимость материалов.

В-третьих, при поставке материалов often возникает необходимость внесения предоплаты. Учет авансов, выданных поставщикам, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в разрезе каждого поставщика. После поступления материалов производится зачет встречных однородных требований.

Бухгалтерские проводки при поступлении материалов по договору мены

Договор мены представляет собой соглашение, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При поступлении материалов по договору мены в бухгалтерском учете отражаются две взаимосвязанные операции:

  1. Оприходование материалов, полученных от контрагента;
  2. Списание материалов, переданных контрагенту.

Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по учету этих операций.

1. Оприходование полученных материалов:

  • Дт 10 Кт 60 - отражено оприходование материалов, полученных от контрагента по договору мены, на сумму их текущей рыночной стоимости;
  • Дт 19 Кт 60 - отражена сумма НДС по полученным материалам;
  • Дт 68 Кт 19 - НДС принят к вычету.

2. Списание переданных материалов:

  • Дт 91 Кт 10 - списана фактическая себестоимость материалов, переданных по договору мены;
  • Дт 91 Кт 68 - начислен НДС на стоимость переданных материалов.

Кроме того, в конце месяца производится взаимозачет стоимости полученных и переданных материалов. Такой учет полностью отражает суть операции мены - обмен одних материальных ценностей на другие без использования денежных средств.

Учет материалов, внесенных в уставный капитал организации

Согласно российскому законодательству, учредители компании при ее создании могут оплачивать уставный капитал не только деньгами, но и материальными ценностями. В частности, в качестве вклада в уставный капитал зачастую вносятся различные материалы: сырье, комплектующие, стройматериалы и т.п. Особенность учета таких материалов заключается в следующем:

  • Материалы принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, согласованной учредителями организации в учредительных документах;
  • Если учредитель является плательщиком НДС, сумма налога подлежит восстановлению;
  • Стоимость материалов зачисляется в добавочный капитал организации.

Рассмотрим бухгалтерские проводки по учету материалов, внесенных в уставный капитал:

  1. Дт 10 Кт 75 - оприходованы материалы, полученные от учредителя, на согласованную оценочную стоимость;
  2. Дт 19 Кт 76 - отражена сумма НДС, подлежащая восстановлению согласно передаточному акту и счету-фактуре учредителя;
  3. Дт 83 Кт 80 - сформирован добавочный капитал на стоимость полученных материалов.

Такой порядок учета позволяет отразить поступление материалов в соответствии с их оценкой, согласованной учредителями организации, а также учесть все налоговые последствия операции для целей НДС.

Особенности учета безвозмездно полученных материалов

В хозяйственной практике нередки ситуации, когда организация получает материалы на безвозмездной основе. Это может происходить по договору дарения, в качестве благотворительной помощи, по решению учредителей и в иных случаях. Учет безвозмездного получения материалов имеет следующие особенности:

  1. Материалы принимаются к учету по текущей рыночной стоимости на дату их получения;
  2. Стоимость безвозмездно полученных материалов относится на прочие доходы организации;
  3. Налог на прибыль с доходов в виде безвозмездно полученного имущества не начисляется.

Рассмотрим бухгалтерские записи по учету безвозмездного получения материалов:

  • Дт 10 Кт 91 - оприходованы материалы, полученные безвозмездно, по текущей рыночной стоимости;
  • Дт 91 Кт 99 - сумма полученных материалов отнесена на прочие доходы.

Если материалы были переданы организацией-плательщиком НДС с восстановлением налога, дополнительно делаются проводки:

  • Дт 19 Кт 76 - принят НДС к вычету;
  • Дт 76 Кт 91 - восстановлен НДС, относящийся к переданным материалам.

Таким образом, особенность учета заключается в оценке материалов по текущей рыночной стоимости и отнесении их стоимости на внереализационные доходы.

Порядок учета материалов собственного производства

Многие организации помимо приобретения материалов у сторонних поставщиков, осуществляют производство и заготовку собственных материалов. Это могут быть запасные части, тарные и упаковочные материалы, стройматериалы и пр.

Согласно действующим правилам учета, такие материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической производственной себестоимости, которая включает:

  • Прямые затраты на изготовление материалов;
  • Косвенные расходы, распределенные пропорционально прямым затратам.

Особенность учета заключается в том, что затраты на производство группируются на счете 23 "Вспомогательные производства". По окончании процесса изготовления материалов производятся следующие записи:

  • Дт 10 Кт 23 - отражено оприходование готовой продукции вспомогательных производств;
  • Дт 20 Кт 23 - списана себестоимость готовой продукции вспомогательных производств.

Такой порядок учета позволяет обособить затраты на производство материалов для калькулирования их фактической себестоимости.

Рекомендации по формированию учетной политики в части учета материалов

Учетная политика является одним из ключевых инструментов регламентации бухгалтерского учета в организации. В части учета материалов в учетной политике целесообразно закрепить следующие аспекты:

  • Перечень материалов, относимых к основным и вспомогательным;
  • Порядок оценки поступающих материалов - по фактической себестоимости или учетным ценам;
  • Периодичность выверки фактического наличия материалов.

Кроме того, в учетной политике по учету материалов рекомендуется закрепить следующие организационные аспекты:

  • Порядок приемки, оприходования и складирования поступающих материалов;
  • Должностные лица, имеющие право подписи первичных учетных документов по движению материалов;
  • Порядок проведения инвентаризации материалов и рассмотрения ее результатов.

Приведенные рекомендации позволят комплексно описать все основные элементы методологии и организации учета материалов в учетной политике.

Комментарии