Артемида - древнегреческая богиня охоты

Артемида в древнегреческой мифологии - дочь верховного бога Зевса и титаниды Лето, сестра-близнец Аполлона. Изображалась в виде молодой девушки-охотницы с луком и колчаном со стрелами. Считалась покровительницей диких животных и охотников.

Происхождение Артемиды в мифах

Артемида была дочерью верховного бога Зевса и титаниды Лето, сестрой-близнецом Аполлона. Согласно мифам, она родилась на острове Делос.

Артемида считалась вечно юной и целомудренной богиней. Ее сопровождали 60 океанид и 20 нимф. Охотничьими животными Артемиды были лань и медведица.

Также существовали мифы о трех Артемидах - дочерях Зевса и Персефоны, Зевса и Лето, а также титанов Урана и Главки. По египетской легенде, которую пересказывали эллины, Артемида была дочерью Деметры.

Функции и сферы влияния богини

Артемида была одной из самых почитаемых богинь в Древней Греции. Она считалась покровительницей природы и дикой природы, охоты, девственности и родов. Артемида была тесно связана с лесами, горами и дикими животными.

Как богиня охоты, Артемида почиталась охотниками. Она носила лук и стрелы и сопровождалась сворой собак. Согласно мифам, Артемида была непревзойденной стрелкой из лука и охотницей. Одним из символов Артемиды как охотницы была лань.

В качестве богини девственности Артемида почиталась девушками. Она сама сохраняла девственность и требовала того же от своих служительниц. Нарушение обета безбрачия жестоко каралось Артемидой.

Как покровительница природы и диких животных Артемида была тесно связана с лесами и горами. Ее сопровождали лесные нимфы и дикие звери. Она защищала все живое в природе.

Артемида также помогала женщинам при родах, облегчая муки и страдания. Ее призывали как покровительницу рожениц.

Образ Артемиды в искусстве Древней Греции

Артемида была одним из наиболее популярных персонажей древнегреческого искусства. Ее образ воплощался в скульптурах, вазописи, мозаиках. Художники изображали Артемиду как прекрасную молодую девушку с луком и стрелами в руках.

В скульптуре Артемиду чаще всего изображали обнаженной или в легком хитоне, подчеркивая ее девственность и единение с природой. При этом она всегда была вооружена луком и колчаном со стрелами, а также ножами для разделки добычи. Эти атрибуты символизировали ее роль богини охоты. Иногда рядом с Артемидой изображалась свора охотничьих собак или лань - один из ее священных символов.

Одна из самых известных статуй Артемиды - мраморная скульптура работы Леохара, созданная в 330-320 годах до н.э. Она изображает Артемиду обнаженной, с луком в левой руке. Статуя демонстрирует идеал женской красоты и грации античных времен.

На аттических вазах чернофигурного и краснофигурного стилей Артемида часто изображалась в сценах охоты в компании нимф. Обычно она показана стреляющей из лука по оленям и кабанам. Иногда рядом с ней собаки, преследующие дичь. Такие изображения подчеркивали роль Артемиды как богини охоты.

В мозаиках и фресках Артемиду изображали в окружении лесных пейзажей и диких животных, подчеркивая ее связь с природой. Часто ее сопровождали олени, медведи, волки, зайцы. Иногда она едет на олене или в колеснице, запряженной оленями.

Образ Артемиды также присутствовал в ювелирных изделиях, геммах, монетах. На камеях и геммах ее вырезали в профиль с луком и стрелами. Артемида была изображена на монетах многих античных городов, в том числе Эфеса, одного из ее главных центров почитания.

Почитание и храмы Артемиды

Культ Артемиды был широко распространен по всей Древней Греции. Она почиталась как богиня охоты, девственности и покровительница природы. Ей было посвящено множество храмов и святилищ.

Одним из главных центров поклонения Артемиде был храм в Эфесе (Малая Азия). Этот грандиозный храм был построен в VI веке до н.э. и считался одним из чудес света античности. Внутри храма находилась статуя Артемиды Эфесской - многогрудая богиня плодородия.

Также Артемиде были посвящены храмы в Брауроне и на острове Делос в Греции. В Брауроне девочки служили Артемиде, принимая обет девственности. А на Делосе, согласно мифу, родились Артемида и Аполлон.

Важным центром поклонения Артемиде была Спарта, где ежегодно в ее честь устраивали праздник. Девушки-спартанки принимали участие в состязаниях и танцах во время этого праздника.

Помимо храмов, Артемиде были посвящены священные рощи и леса, где ей приносили жертвы и устраивали празднества. Также ей посвящались источники и поляны в лесах - места, связанные с дикой природой и охотой.

Жертвы гнева Артемиды в мифах

В греческой мифологии Артемида часто предстает мстительной и жестокой богиней. Она сурово карала тех, кто провинился перед ней или нарушил ее законы. Многие герои стали жертвами ее гнева.

Одним из наиболее известных мифов является история охотника Актеона. Он случайно увидел купающуюся обнаженной Артемиду в лесу. Разгневанная богиня превратила его в оленя, и Актеон был затравлен насмерть его же собаками, не узнавшими хозяина.

Другой трагической жертвой стала нимфа Каллисто, которая нарушила обет безбрачия, данный Артемиде. Богиня превратила ее в медведицу, и Каллисто была убита своим собственным сыном.

Царица Фив Ниоба похвальбой своими детьми вызвала гнев Артемиды и Аполлона. В наказание боги убили всех ее сыновей и дочерей. А саму Ниобу превратили в скалу, по которой вечно текут слезы.

Даже собственный брат Артемиды Аполлон пострадал от ее гнева. Когда одна из возлюбленных Аполлона была убита Артемидой, он в отместку уничтожил киклопов, которые ковали стрелы для сестры.

Таким образом, в греческих мифах Артемида предстает как мстительная и ревнивая богиня, гнев которой обрушивался на тех, кто оскорбил ее достоинство или нарушил установленные ею законы природы и охоты.

Связь Артемиды с медведями

В культе и иконографии Артемиды присутствуют загадочные мотивы, связанные с медведями. Это может объясняться древним териоморфным образом самой богини.

В аркадском мифе рассказывается о нимфе Каллисто, которая была превращена Артемидой в медведицу за нарушение обета безбрачия. Этот миф указывает на связь Артемиды с медведями.

В Аттике существовал обряд «арктейи», во время которого маленькие девочки служили Артемиде, одеваясь в шкуры медведей. Этот ритуал также ассоциировал Артемиду с медведями.

На некоторых античных изображениях Артемида предстает в окружении медведей или едет на колеснице, запряженной медведями. Это указывает на тотемическую связь богини с этими животными.

По одной из версий, имя Артемиды этимологически связано с греческим словом, означающим «медведица». Таким образом, первоначально она могла почитаться как медвежье божество.

Скорее всего, медведь почитался одним из тотемных животных Артемиды в доисторические времена. Когда образ богини эволюционировал, эта древняя связь сохранилась в виде отдельных мифологических и культовых мотивов.

Артемида в современной культуре

Образ древнегреческой богини Артемиды продолжает вдохновлять творческие умы и в наши дни. Ее можно встретить в литературе, живописи, кино, видеоиграх и других произведениях современной культуры.

В литературе XX века Артемида появляется в таких произведениях, как роман-эпопея Джеймса Джойса «Улисс», стихотворение «Артемида» Сильвии Плат, роман Мэри Рено «Мечтательница». Писатели обращаются к традиционным чертам богини охоты, но также добавляют новые краски в ее образ.

В изобразительном искусстве художники продолжают изображать Артемиду в окружении диких животных, с луком и стрелами. Обращение к этому образу можно увидеть в полотнах Пабло Пикассо, Густава Климта, Фрэнсиса Бэкона и других художников XX века.

Популярностью пользуется Артемида в видеоиграх и комиксах. Она фигурирует как играбельный персонаж в Smite, Age of Mythology, Warriors Orochi. Также она появляется в комиксах Wonder Woman, Percy Jackson, Buffy the Vampire Slayer и других.

Таким образом, несмотря на древнее происхождение этого мифологического образа, Артемида продолжает вдохновлять творцов в самых разных областях искусства. Ее традиционные черты богини охоты обретают новое прочтение и остаются актуальными в наши дни.

Комментарии