При гиперкинезе у детей, что и когда можно сделать? Помощь психологов и обращение к врачу

Гиперкинезы у детей - это патологически повышенная двигательная активность на фоне измененного мышечного тонуса. Причины могут быть разные: инфекции, травмы головного мозга, нарушения развития. Для постановки диагноза нужно комплексное обследование у невролога, а лечение подбирается строго индивидуально.

При любых подозрениях на гиперкинезы у ребенка важно своевременно обратиться к врачу и получить помощь психолога. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на улучшение состояния и предотвращение осложнений.

Основные причины возникновения гиперкинезов у детей

Гиперкинезы у детей могут возникать по разным причинам. К основным относят генетические факторы, аномалии развития центральной нервной системы, неврологические и психические заболевания. Также причинами могут быть инфекции, травмы головного мозга, нарушения мозгового кровообращения:

  1. Генетические синдромы (болезни Гентингтона, Вильсона-Коновалова, Ниманна-Пика, нейрофиброматоз 1-го типа)
  2. Хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы)
  3. Аномалии развития головного мозга
  4. Психические расстройства (шизофрения, аутизм)
  5. Наследственные и дегенеративные заболевания нервной системы (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона)
  6. Органические поражения головного мозга (травмы, инфекции, опухоли)
  7. Сосудистые заболевания головного мозга

Таким образом, среди этиологических факторов гиперкинезов выделяют врожденные и приобретенные причины. К врожденным относятся генетические нарушения и аномалии развития мозга, к приобретенным - различные заболевания и повреждения нервной системы. Понимание этих причин важно для правильной диагностики и выбора тактики лечения.

Наиболее частой причиной гиперкинезов в детском возрасте являются наследственные экстрапирамидные заболевания. Второе место занимают поражения головного мозга внутриутробно или в процессе родов (гипоксия плода). Для своевременной диагностики важно как можно раньше обратиться к врачу при появлении первых признаков гиперкинеза у ребенка.

Какие бывают виды гиперкинетических расстройств

Гиперкинетические расстройства у детей подразделяются на несколько видов в зависимости от характера двигательных нарушений. Основные виды:

  1. Тики - клонические подергивания мышц лица, шеи, плечевого пояса. Могут сопровождаться вокальными проявлениями (покашливание, выкрики).
  2. Тремор - ритмические дрожательные движения конечностей, головы.
  3. Хорея - хаотичные, размашистые, аритмичные движения, напоминающие танец.
  4. Атетоз - малоамплитудные извивающиеся движения пальцев и дистальных отделов конечностей.
  5. Дистония - медленные напряженные движения с вычурными позами и судорогами.
  6. Гемибаллизм - резкие броскообразные движения конечностей.
  7. Миоклонус - одиночные или повторяющиеся сокращения мышц или их групп.

Кроме того, различают гиперкинезы по типу мышечного тонуса:

  • на фоне мышечной гипотонии - хорея, атетоз, тремор.
  • на фоне мышечной гипертонии - дистонии, тики.

По локализации двигательных нарушений:

  1. Генерализованные гиперкинезы - захватывают мышцы всего тела.
  2. Фокальные гиперкинезы - ограничены отдельными группами мышц.

Также различают первичные и вторичные гиперкинетические расстройства. Первичные возникают как самостоятельное заболевание, вторичные - как симптом других заболеваний нервной системы.

Наиболее распространенным вариантом гиперкинеза у детей являются тики. Они могут проявляться эпизодически и исчезать самостоятельно или приобретать хронический характер. Другие формы гиперкинезов, такие как хорея, дистония, гемибаллизм, встречаются реже.

Таким образом, существует множество разновидностей гиперкинетических расстройств, отличающихся по внешним проявлениям, мышечному тонусу, локализации и другим признакам. Знание их особенностей необходимо для дифференциальной диагностики и определения тактики лечения при гиперкинезе у детей.

Характерные симптомы гиперкинезов у детей

Для гиперкинезов характерно наличие непроизвольных, повторяющихся насильственных движений. Общие симптомы:

  1. Неконтролируемые подергивания, дерганья, судороги мышц
  2. Неестественные позы и положения тела
  3. Гримасы, подергивание мышц лица
  4. Нарушение походки
  5. Невозможность удержания позы
  6. Трудности при выполнении произвольных движений
  7. Потеря равновесия и координации при ходьбе и беге

Конкретные симптомы зависят от формы гиперкинеза:

  • При тиках - моргание, подмигивание, покашливание, подергивание плечами
  • При треморе - дрожь в конечностях, подбородке, языке
  • При хорее - хаотичные движения руками, ногами, головой
  • При атетозе - извивающиеся движения пальцев рук и ног
  • При дистонии - наклоны и повороты головы, выворотность конечностей

Симптомы гиперкинезов значительно варьируют по степени тяжести - от легких подергиваний до полной потери контроля над движениями. У некоторых пациентов они не нарушают обычной жизни, у других приводят к инвалидизации.

Важную роль в диагностике играет возраст появления первых симптомов гиперкинеза. У детей они чаще проявляются с 2-6 лет, реже - в период полового созревания или в более старшем возрасте.

Таким образом, при гиперкинезе у детей ведущими симптомами являются различные гиперкинезы - непроизвольные движения, нарушающие моторику и координацию. Их характер и выраженность позволяют заподозрить конкретную форму заболевания.

Методы диагностики гиперкинезов в детском возрасте

Диагностика гиперкинезов у детей включает несколько этапов:

  1. Сбор анамнеза - изучение жалоб, особенностей заболевания, его длительности и динамики.
  2. Неврологический осмотр - оценка характера гиперкинеза, локализации, мышечного тонуса.
  3. Лабораторная диагностика - общий и биохимический анализ крови, определение уровня нейромедиаторов.
  4. Инструментальная диагностика - КТ, МРТ, ЭЭГ головного мозга по показаниям.
  5. Генетическое исследование - выявление хромосомных и генных аномалий при необходимости.

Кроме того, проводят дифференциальную диагностику с другими заболеваниями, которые могут сопровождаться гиперкинезом у детей:

  • Хорея Сиденгама
  • Болезнь Вильсона-Коновалова
  • Болезнь Паркинсона
  • Хорея Гентингтона

После полного обследования и исключения других заболеваний устанавливают окончательный диагноз. Это необходимо для выбора подходящей схемы лечения при гиперкинезе у детей.

Основные направления лечения детей с гиперкинезами

Лечение гиперкинезов у детей включает несколько основных направлений в зависимости от причины и характера заболевания:

  1. Патогенетическая терапия - применяется при выявлении конкретного заболевания, вызвавшего вторичный гиперкинез. Направлена на борьбу с основным недугом.
  2. Симптоматическое лечение - используется для подавления проявлений гиперкинеза как таковых. Включает медикаментозные и немедикаментозные методы.
  3. Психологическая и педагогическая коррекция - проводится с целью адаптации ребенка и обучения его навыкам самоконтроля.
  4. Физиотерапевтическое лечение - лечебная физкультура, массаж, физиопроцедуры для уменьшения мышечного напряжения.

Какие лекарства применяют для лечения гиперкинезов

Коррекция двигательных расстройств проводится в соответствии с клиническим протоколом лечения основного заболевания. При устранении причины гиперкинезы исчезают, однако такой результат не всегда достижим. При генетических синдромах и аномалиях развития возможна только паллиативная посимптомная помощь. Некоторые лекарственные средства способны воздействовать непосредственно на ретикулярную формацию и подкорковые структуры, корректировать двигательные нарушения. Их используют в виде заместительной терапии для лечения основных патологий, а также для снижения или купирования пароксизмов аномальной двигательной активности:

  1. Нейролептики ("Галоперидол", "Рисполепт", "Трифлуоперазин"). Подавляют избыточную импульсацию, нормализуют тонус мышц.
  2. Анксиолитики ("Феназепам", "Клоназепам"). Уменьшают тревожность, снижают возбудимость ЦНС.
  3. Антидепрессанты ("Амитриптилин", "Флуоксетин"). Усиливают тормозные процессы в коре головного мозга.
  4. Антиконвульсанты ("Карбамазепин", "Вальпроаты"). Стабилизируют мембраны нейронов, устраняют гипервозбудимость
  5. Миорелаксанты центрального действия ("Баклофен", "Толперизон"). Снижают спастичность скелетных мышц, облегчают произвольные движения.

Некоторые заболевания требуют специфической терапии. При ревматических хореических гиперкинезах тактика ведения проходит согласование с ревматологами. При склеротических изменениях для лечения спастической кривошеи иногда прибегают к хирургическим вмешательствам. При ювенильном паркинсонизме в запущенной резистентной форме, хорее Гентингтона, гемибаллизме пациентам предлагают операции по имплантации электродов, стимулирующих вентральное промежуточное ядро гипоталамуса, что позволяет контролировать гиперкинезы.

Прогноз многих гиперкинезов при генетических заболеваниях, аномалиях развития неблагоприятный. Состояние больного определяется выраженностью основной патологии, нарушения движений часто сочетаются со значительным когнитивным снижением, возможна глубокая инвалидность. Некоторые гиперкинезы достаточно хорошо поддаются терапии. Специфические профилактические меры не разработаны. К общим рекомендациям относятся фиксирование изменений в поведении ребенка, своевременное обращение с жалобами к специалисту. Необходимо предупреждение травматических повреждений, нарушений гемодинамики, инфекционных болезней ЦНС.

Роль психологической помощи и поддержки семьи

Психологическая помощь играет важную роль в комплексном лечении и реабилитации детей с гиперкинезами. Это обусловлено тем, что данные расстройства оказывают серьезное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, его поведение и социальную адаптацию:

  1. Непроизвольные движения и гримасы вызывают у малыша тревогу и страх. Он не понимает, что происходит с его телом, не может контролировать свои действия. Это приводит к формированию чувства беспомощности, снижению самооценки. Ребенок замыкается в себе, становится менее общительным.
  2. Родобные проявления часто становятся причиной насмешек и травли со стороны сверстников. Из-за этого малыш испытывает эмоциональный стресс, тревожится по поводу реакции окружающих на его поведение. Со временем может сформироваться стойкая социофобия.
  3. Гиперкинезы затрудняют выполнение простых действий, обучение новым навыкам. Ребенок с трудом концентрирует внимание, не может усидеть на месте, вынужден постоянно что-то трогать, теребить. Это мешает полноценному интеллектуальному и психомоторному развитию.

Родители детей с подобной патологией также испытывают стресс и дискомфорт: чувство вины, тревогу за будущее ребенка, опасения по поводу его социальной адаптации. Некоторые впадают в отчаяние и депрессию.

Поэтому задачей психолога является:

  • Помочь ребенку принять и научиться контролировать свои непроизвольные движения;
  • Сформировать адекватную самооценку;
  • Научить справляться с тревогой;
  • Развить коммуникативные навыки;
  • Повысить стрессоустойчивость.

Для родителей важно:

  • Получить психологическую поддержку, избавиться от чувства вины;
  • Научиться конструктивно реагировать на состояние ребенка;
  • Овладеть методами коррекции его поведения в быту и общественных местах.
  • Получить рекомендации по организации режима дня, обучения и досуга.

Основными методами психологической коррекции при гиперкинезах являются:

  • Индивидуальная терапия, направленная на формирование навыков саморегуляции и повышение самооценки;
  • Групповые тренинги для обучения приемам релаксации и уверенного поведения в социуме;
  • Семейное консультирование - помощь родителям в налаживании взаимопонимания с ребенком.
  • Арт-терапия, танцевальная терапия - для развития координации, снижения мышечного напряжения.

Кроме того, при тяжелых формах гиперкинезов, сопровождающихся выраженной инвалидизацией, требуется помощь специального психолога. Он поможет адаптировать процесс обучения, подобрать эффективные методы коррекционного воздействия с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Профилактика осложнений и прогноз при гиперкинезах у детей

Гиперкинезы у детей имеют неблагоприятные последствия и осложнения, поэтому важна своевременная профилактика и адекватные лечебные мероприятия для улучшения прогноза.

К основным осложнениям относятся:

  • Травмы и ушибы из-за падений при резких непроизвольных движениях.
  • Поражения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, контрактуры суставов).
  • Нарушения речи, глотания.
  • Задержки психоречевого и моторного развития.
  • Социальная дезадаптация.

Чтобы предотвратить подобные последствия, необходим комплекс профилактических мероприятий:

  • Обеспечение безопасной среды для ребенка - использование защитных наколенников, налокотников, шлема;
  • Лечебная физкультура, массаж, физиотерапия для укрепления мышечного корсета;
  • Логопедические занятия при нарушениях речи и глотания;
  • Посещение невролога не реже 1 раза в 3 месяца для мониторинга состояния.
  • Прием препаратов, уменьшающих проявления гиперкинезов.

Особое внимание следует уделить психологической реабилитации и социальной адаптации ребенка. Необходимы занятия с психологом, адаптированная программа обучения, организация доступной среды в детсаду и школе. Это позволит максимально реализовать образовательный и коммуникативный потенциал.

Прогноз при гиперкинезах во многом зависит от этиологии заболевания и своевременности начатого лечения:

  • При синдромальных формах (болезнь Гентингтона, нейрофиброматоз) прогноз неблагоприятный из-за прогрессирующего характера патологии.
  • При поражениях экстрапирамидной системы вследствие инфекций, травм прогноз более оптимистичный.
  • При перинатальных поражениях ЦНС исход зависит от своевременности начала лечения.
  • При идиопатических формах (синдром Туретта) прогноз относительно благоприятный.

Таким образом, раннее выявление гиперкинезов и проведение адекватной терапии является залогом профилактики неблагоприятных исходов. Необходимы регулярные осмотры невролога, контроль динамики состояния ребенка, соблюдение рекомендаций по лечению и реабилитации. Только комплексный подход, объединяющий медикаментозную терапию, физиотерапию, психологическую и социальную реабилитацию, позволяет улучшить качество жизни детей с гиперкинезами.

Комментарии