Идолы славян: кого чтили наши предки?
Языческие идолы, кумиры и статуи славянских богов известны из различных исторических источников и археологических находок. Они устанавливались в святилищах и служили объектами поклонения. Изображения богов, в основном деревянные, описаны в средневековых хрониках. Археология дает лишь ограниченные сведения, поскольку большинство языческих святынь было уничтожено при христианизации.
Особый интерес представляют главные божества славянского пантеона, такие как Перун, Сварог, Свентовит, и их идолы, описанные в источниках. Известны также находки статуй, которые могут изображать славянских богов, например Збручский идол. При принятии христианства происходило массовое уничтожение языческих идолов.
Главные боги пантеона и их идолы
Согласно преданиям, у славян было множество языческих богов, которым поклонялись и в честь которых создавали идолы - изображения и статуи. Главными божествами считались Перун, Велес, Сварог, Свентовит и другие. Их идолы устанавливали в священных рощах и капищах.
Особенно известен пантеон из шести богов, созданный князем Владимиром в Киеве около 980 года. Это были деревянные идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Им приносили жертвы и молились как божествам.
Самый главный бог Перун почитался как бог грома и молнии, покровитель воинов. Его идол стоял на холме с серебряной головой и золотыми усами. Согласно летописи, при крещении Руси идол Перуна в Киеве был сброшен в Днепр, а в Новгороде - в Волхов.
Другим важным божеством был Велес или Волос - бог скота и богатства. Его идол мог находиться на Подоле ниже холма с Перуном. Так в топографии отражалось противопоставление этих двух главных богов.
У западных славян особенно почитались Свентовит, Руевит, Поревит, Триглав и другие боги. Их монументальные идолы с несколькими головами и разными атрибутами описаны в средневековых хрониках. Например, идол Свентовита был четырехглавый и держал рог и оружие.
Археологи находят остатки деревянных, каменных и бронзовых изображений, которые могли быть идолами славянских богов. Это статуи с несколькими ликами, фаллические фигуры, а также предметы быта в виде голов. Их точное назначение не всегда ясно.
Таким образом, у славян существовало почитание многих богов-покровителей, воплощенных в различных идолах и статуях. Особенно известны главные божества Перун, Велес и боги киевского пантеона Владимира.
Описания идолов в средневековых хрониках
Идолы богов славянского пантеона описаны в средневековых западных хрониках XI-XII вв. Это преимущественно деревянные статуи, установленные в святилищах балтийских славян. Наиболее подробные описания принадлежат Саксону Грамматику. Он описывает четырехглавого Свентовита с металлическим рогом в руке и оружием рядом. Триглав изображался трехглавым, украшенным золотом и серебром. У Руевита был дубовый семиликий идол, а у Поревита - пятиглавый.
В «Повести временных лет» приводится список идолов, установленных князем Владимиром в Киеве в 980 г. Это деревянные Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Главными были Перун-громовержец и Велес. Их идолы противопоставлялись в топографическом смысле. Идолы остальных божеств отражали природные функции.
Археологические находки изображений богов немногочисленны из-за разрушения языческих святилищ при христианизации. Наиболее известна находка Збручского идола, который интерпретируется как отражение славянского пантеона. Также обнаружены скульптуры с мотивом треглавого персонажа, отождествляемого с Триглавом.
Археологические находки изображений богов
Археологические находки, связанные с изображениями славянских богов, носят ограниченный характер. Большая часть дохристианских святилищ славян была разрушена в процессе христианизации, а деревянные идолы погибли. Монументальные каменные скульптуры, которые могут быть изображениями богов, в основном являются случайными находками, их датировка и этническая принадлежность часто неясны.
- Збручский идол - одна из немногих сохранившихся каменных скульптур, возможно, изображающая славянское божество.
- Трехголовые скульптуры из разных регионов Европы связываются с культом Триглава.
- Деревянные скульптуры из Фишеринзела в Германии могут отражать западнославянский пантеон.
Мелкая деревянная пластика с изображениями антропоморфных персонажей обнаружена в Новгороде, Дании, Швеции. Однако их культовое назначение не всегда ясно. Некоторые бронзовые статуэтки из Германии также рассматриваются как «карманные божки» язычников.
Предполагаемые места языческих святилищ в Киеве и Новгороде (Перынь) лишены точной датировки и документации. Поэтому их интерпретация как связанных с определенными богами остается гипотетической.
Разрушение идолов при принятии христианства
Процесс христианизации у восточных славян и западных славян сопровождался разрушением языческих идолов и святилищ. Это было одним из первых шагов при обращении в новую веру. Уничтожение идолов рассматривалось как поругание «ложных», бесовских святынь.
Согласно летописи, в 988 году в Киеве были свергнуты, изрублены и сожжены идолы из дерева с позолоченными деталями, установленные князем Владимиром - Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Идол Перуна привязали к конскому хвосту и волокли с холма, затем сбросили в Днепр. В Новгороде Перуна также срубили и бросили в реку.
По сообщениям западных хроник, в Прибалтике и других землях западных славян также уничтожались кумиры - деревянные идолы Святовита, Триглава, Руевита и др. Их свергали, ломали, предавали огню. Эти действия совершались публично в присутствии язычников.
Особое разрушение идола Перуна в Киеве и Новгороде связано с его высоким статусом как громовержца, а также опасностью отождествления его с Богом-Отцом. Также летопись сообщает о ритуальном «изгнании» Перуна из пределов Руси, что перекликается с обычаем «проводов» ритуальных чучел типа Масленицы.
Археологически редкие находки древних идолов на территории Руси в реках и заболоченных местах могут подтверждать реальность обрядов их низвержения и уничтожения. Однако большая часть сведений об этих событиях основана на письменных источниках, в том числе церковных, и требует критического подхода.
Помимо кумиров, объектами разрушения были места поклонения - рощи, священные реки и источники. Церковные деятели также боролись с сохранением в народе «языческих» праздников, обычаев, гаданий, которые объявлялись идолопоклонством.
Киевский пантеон Владимира Святославича
Согласно летописи, в 980 году князем Владимиром Святославичем была предпринята попытка организации общегосударственного языческого пантеона в Киеве. На холме за пределами княжеского теремного двора были установлены деревянные идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.
Главными божествами этого пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (не упомянутый в летописном списке). Они противостояли друг другу в топографическом плане: идол Перуна находился на холме, а Велеса - предположительно на Подоле, что отражало их различные социальные функции.
Перун почитался княжеской дружиной, Велес - остальной Русью. Мокошь связывалась с женскими занятиями, в первую очередь прядением. Остальные божества имели общие природные функции: Стрибог - ветров, Дажьбог и Хорс - солнца, Сварог - огня.
Точное понимание Семаргла отсутствует - по одной версии, это был персонаж, заимствованный из иранской мифологии; по другой - он объединял всех богов пантеона. Предполагается, что идол Перуна ранее при Игоре Рюриковиче находился в княжеском тереме.
Археологически остатки этого пантеона в Киеве не обнаружены. Предполагаемое место на Владимирской горе лишено точной датировки. Таким образом, все сведения о пантеоне основаны на письменных источниках и требуют критики.
Тем не менее, Владимиров пантеон отражал процесс формирования общерусского политеизма на основе синкретизма разных культов племенных богов. Это была попытка создания единой системы богов-покровителей Киевской Руси по образцу и подобию южных соседей.
Святилища и места поклонения богам
Дохристианские языческие святилища восточных славян неизвестны ни по письменным, ни по археологическим данным. В отличие от западных славян, у восточных не сложились храмовые архитектура и скульптура.
Это объясняется незавершенностью процесса формирования государственной языческой религии на Руси. Например, через несколько лет после установления пантеона в Киеве князь Владимир отказался от него в пользу христианства.
О культовых местах западных славян в Прибалтике известно из описаний в средневековых западных хрониках. Это были деревянные храмы, где стояли идолы Святовита, Триглава, Руевита и других богов. Туда стекались паломники и приносили дары со всей славянской территории.
В этих храмах также совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Наиболее известным был храм Святовита в Арконе на острове Рюген, описанный Саксоном Грамматиком.
Предполагаемые места поклонения богам на Руси, такие как Перынь под Новгородом или Владимирская гора в Киеве, лишены достоверной археологической фиксации. Интерпретация их, как языческих святилищ, основана на поздних преданиях и является гипотетической.
Помимо специальных культовых сооружений, почитание славянских богов было связано с природными объектами - рощами, реками, камнями. Эти «языческие» места поклонения также уничтожались в процессе христианизации.
Отражение языческих верований в фольклоре и обрядах
Несмотря на христианизацию, в фольклоре и обрядах восточных славян сохранились некоторые следы древних языческих представлений и культа богов.
Это проявляется в почитании природных стихий и сил, которым приписывается одушевленность и сверхъестественные свойства. Также в фольклоре присутствуют образы мифологических персонажей, которые могут отражать забытых языческих богов.
Например, можно провести параллели между Перуном и персонажами, связанными с громом и молнией, такими как громовик, тученосец, пророк Илья. Следы культа волков и медведей могут указывать на связь с Велесом.
Обрядовые действия, такие как гадания, игры, хороводы, также восходят к языческим временам. Позднее церковь боролась с ними, как с проявлениями идолопоклонства. Однако многие из них продолжали сохраняться в народном быту.
Таким образом, опосредованно через фольклор и обычаи в культуре восточных славян присутствуют отголоски древних языческих верований их предков, в том числе, почитания богов.