Оценка бизнеса. Коротко о целях и подходах
Когда нужно проводить оценку бизнеса?
Оценка бизнеса компании необходима при обосновании сделки купли-продажи всего бизнеса или его доли, определении рыночной стоимости залогового обеспечения по кредиту, обосновании инвестиций, разработке бизнес-плана, необходимости обоснования налогооблагаемой базы, и в других ситуациях.
Объектом оценки может стать любое предприятие: и небольшая компания, и объединение предприятий, и структурное подразделение одного предприятия, и компания с определенной организационно-правовой формой, и банк, и страховая компания. Перед принятием решения об оценке бизнеса, необходимо определить цель выполняемой оценки. Если это установление реальной стоимости бизнеса, официальный отчет, как правило, не требуется. Оформление отчета об оценке увеличивает стоимость услуг оценочных фирм и частных оценщиков.
Оценка бизнеса с применением доходного подхода требует обработки информации о доходах бизнеса, так как от этого показателя будет зависеть стоимость объекта оценки. Чем выше доход от бизнеса, тем больше он стоит. При этом оценщик принимает во внимание не только величину дохода, но и период, за который его можно получить, а также риск, который сопровождает процесс получения прибыли.
Затратный подход используется для оценки предприятия, которое не приносит стабильных доходов. Также это может быть недавно созданное предприятие, либо бизнес, находящийся в стадии ликвидации.
Следует отметить, что все эти подходы тесно связаны между собой, и в условиях идеального рынка оценка одного и того же бизнеса посредством разных подходов будет иметь одинаковые результаты. Однако рынок в большинстве случаев несовершенен, и чаще всего использование трех подходов приводит к получению трех разных результатов.