Десоциализация и ресоциализация: второе рождение личности

Изменения неизбежны в жизни каждого человека. На протяжении жизненного пути мы неоднократно сталкиваемся с необходимостью приспосабливаться к новым условиям, ролям, статусам. Это сопровождается глубокими личностными изменениями.

В социологии эти процессы называются десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация - отказ от старых норм, ценностей, ролей. Ресоциализация - усвоение новых. Эти явления тесно переплетены и взаимосвязаны.

Причины десоциализации

Основными причинами десоциализации являются кризисные ситуации, в которых человек теряет прежние социальные связи и вынужден адаптироваться к новым условиям. К таким ситуациям относятся:

  • Длительная болезнь или инвалидность, приводящие к социальной изоляции
  • Пребывание в местах лишения свободы или психиатрических клиниках
  • Участие в военных действиях
  • Эмиграция в другую страну с иной культурой
  • Развод или потеря близких людей

Во всех этих случаях происходит разрыв прежних связей и потеря социальных ролей. Человек вынужден заново усваивать нормы и правила поведения, принятые в новом для него сообществе.

Причины десоциализации Последствия
Длительное заключение Утрата социальных навыков, дезадаптация после освобождения
Эмиграция Языковой и культурный шок, необходимость освоения новых норм

Таким образом, десоциализация наступает тогда, когда человек попадает в ситуацию вынужденной смены привычной социальной среды. Это влечет за собой кризис идентичности и необходимость ресоциализации.

Формы и виды ресоциализации

Ресоциализация может принимать различные формы в зависимости от причин, которые ее инициировали. Выделяют несколько основных видов ресоциализации.

Первый вид - профессиональная ресоциализация. Она наступает в случае смены профессии или рода деятельности. Человек вынужден приспосабливаться к новым трудовым функциям, коллективу, требованиям и условиям труда. Это заставляет перестраивать привычный образ жизни.

Второй вид - образовательная ресоциализация. Происходит при поступлении в nou учебное заведение. Учащийся адаптируется к новой системе обучения, правилам учебного заведения, однокурсникам и педагогам.

Третий вид - семейная ресоциализация возникает после вступления в брак или рождения ребенка. Приходится менять привычный уклад жизни, брать на себя новые семейные роли и обязанности.

Четвертый вид ресоциализации происходит после возвращения человека к нормальной жизни после тюремного заключения, лечения психического заболевания, пребывания в секте или других деструктивных группах. Это наиболее сложный процесс, требующий помощи специалистов.

Пятый вид ресоциализации связан с кардинальным изменением жизненных ценностей и ориентиров человека. Например, после религиозного обращения или личностного кризиса. Это глубинная трансформация личности.

Таким образом, ресоциализация может возникать в самых разных жизненных ситуациях, требующих адаптации человека к новым условиям и обстоятельствам. От того, насколько успешно пройдет ресоциализация, зависит дальнейшая судьба человека.

Ресоциализация при смене социальных ролей

Одним из наиболее распространенных поводов для ресоциализации является смена социальных ролей индивида. На протяжении жизни человек последовательно выполняет различные социальные роли - ребенка, ученика, студента, специалиста, родителя, пенсионера. Переход от одной роли к другой всегда сопровождается ресоциализацией.

Ярким примером может служить получение высшего образования. Поступление в вуз означает кардинальную смену социального статуса - из школьника человек превращается в студента. Это требует десоциализации - отказа от школьных привычек и ценностей. И ресоциализации - усвоения новых норм поведения, присущих студенческой среде.

Студент получает большую самостоятельность и ответственность за организацию своего времени и учебы. Ему приходится адаптироваться к иной системе обучения, новым педагогам, одногруппникам, условиям проживания вне дома. Меняется и социальное окружение. Все это требует ресоциализации и формирования качеств, необходимых для успешного освоения роли студента.

Не менее важное значение имеет ресоциализация при устройстве на работу после окончания вуза. Вчерашний студент превращается в специалиста, выполняющего определенные трудовые функции. При этом приходится адаптироваться к особенностям конкретной профессии, новому коллективу, корпоративной культуре, требованиям руководства.

Ресоциализация помогает молодому специалисту понять свою роль в трудовом коллективе, освоить профессиональные и этические нормы избранной сферы деятельности. От того, насколько успешно человек пройдет этот этап, зависит его карьера и положение в обществе.

Еще один яркий пример - ресоциализация при вступлении в брак и рождении детей. Изменение семейного статуса кардинально меняет роли человека. Из супруга он превращается в родителя, на плечи которого ложится ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Ресоциализация помогает приспособиться к новым семейным ролям, понять их смысл и значение. Человек учится строить взаимодействие с ребенком, проявлять заботу и внимание к нему. Меняется система жизненных ценностей и приоритетов.

Таким образом, ресоциализация играет важную роль в адаптации человека к новым социальным ролям на всех этапах жизненного пути. От успешности ее прохождения во многом зависит самочувствие человека в обществе и его взаимодействие с социальным окружением.

Значение ресоциализации для личностного роста

Ресоциализация играет важную роль не только в адаптации человека к новым условиям, но и в его личностном развитии. Прохождение этапов ресоциализации позволяет человеку раскрыть свой потенциал, приобрести новый жизненный опыт, эволюционировать как личность.

Во-первых, ресоциализация расширяет кругозор человека, знакомя его с ранее неизвестными сферами жизни и деятельности. Например, поступление в вуз открывает доступ к новым знаниям, расширяет представления об окружающем мире. А смена профессии позволяет приобрести опыт в абсолютно новой области.

Во-вторых, в процессе ресоциализации человек учится эффективно взаимодействовать с разными людьми, находить общий язык в незнакомом коллективе. Это развивает коммуникативные навыки и гибкость в общении.

В-третьих, преодолевая трудности ресоциализации, человек укрепляет характер, учится достигать цели в непривычных условиях. Это повышает стрессоустойчивость и развивает способность адаптироваться.

В-четвертых, изменение жизненных ролей в ходе ресоциализации позволяет человеку увидеть мир под другим углом, оценить ситуацию глазами людей с другим опытом. Это расширяет мировоззрение.

Наконец, пройдя ресоциализацию, человек ощущает свою способность меняться, не застревать в привычном укладе жизни. Это дает импульс к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию на всех этапах жизни.

Таким образом, преодолевая испытания ресоциализации, человек обретает бесценный опыт, который позволяет ему расти, развиваться и реализовывать свой потенциал. Без прохождения этапов ресоциализации невозможно полноценное личностное развитие.

Комментарии