Что такое увертюра: значение слова
Увертюра - это инструментальное вступление к музыкальному спектаклю, чаще всего к опере или балету. Она исполняется в самом начале представления и настраивает зрителей на его восприятие.
Увертюра зародилась в Италии в XVII веке как небольшая инструментальная пьеса перед поднятием занавеса. Со временем превратилась в относительно развернутое сочинение, предваряющее действие.
Виды увертюр в истории музыки
Увертюра - это инструментальное вступление к музыкально-сценическим произведениям, таким как опера, балет, оперетта. В истории музыки сложилось несколько основных типов увертюр.
Одним из первых появился итальянский тип увертюры, который ввел А. Скарлатти в конце XVII века. Он состоял из трех частей - быстрых крайних и медленной средней. Этот тип увертюры заимствовал форму скрипичной сонаты.
Другим распространенным типом была французская увертюра, которую разработал Ж.-Б. Люлли. Она также состояла из трех частей - медленных крайних и быстрой средней части. Французский тип увертюры использовался в операх и инструментальных сюитах многими композиторами эпохи барокко.
В XIX веке получила развитие концертная увертюра, представляющая собой самостоятельное симфоническое произведение. В ней композиторы воплощали определенную программу, сюжет. Примерами могут служить увертюры Берлиоза, Чайковского, Шумана.
В оперном искусстве XIX века преобладал тип увертюры, тематически связанной с музыкой оперы. Этот принцип впервые последовательно применил Бетховен в увертюрах к опере «Фиделио». Вагнер и другие композиторы-романтики развили его, используя в увертюрах оперные лейтмотивы.
Увертюра как самостоятельное произведение
В XVIII веке оперные увертюры нередко исполнялись отдельно от спектакля, в концертах. Это послужило толчком к формированию увертюры как самостоятельного жанра симфонической музыки.
Концертная увертюра получила широкое распространение в эпоху романтизма. Она является программным произведением, в котором композитор воплощает определенную идею, сюжет. Наряду с симфонической поэмой, концертная увертюра стала одним из основных жанров программной музыки XIX века.
Среди наиболее известных примеров концертных увертюр можно назвать: «Гебриды», «Морская тишь и счастливое плавание» Ф. Мендельсона, «Трагическая» увертюра И. Брамса, «Уэверли», «Король Лир», «Роб Рой» Г. Берлиоза, «Манфред» Р. Шумана, «1812 год» П.И. Чайковского.
От оперной увертюры концертная отличается тем, что является самостоятельным, завершенным произведением. Ее музыка не связана напрямую с каким-либо сценическим спектаклем. Увертюра представляет собой инструментальное полотно, в котором композитор воплощает свой замысел.
Увертюра в оперном искусстве XIX-XX веков
В XIX веке в оперном искусстве господствующим стал тип увертюры, тематически связанной с музыкой самой оперы. Этот принцип в наиболее последовательном виде воплотил Бетховен в увертюрах к опере «Фиделио».
Композиторы-романтики, такие как Вагнер, Вебер, Берлиоз, продолжили и развили традицию Бетховена. Они насыщали увертюру темами из оперы, превращали ее в своего рода инструментальное резюме музыкальной драмы. У Вагнера в увертюрах стали использоваться оперные лейтмотивы.
Во второй половине XIX века функция увертюры как «симфонического пересказа» оперы постепенно утрачивается. Ее место занимают более краткие вступления, интродукции, прелюдии, настраивающие слушателя на восприятие спектакля. Увертюры в классическом понимании встречаются все реже.
В XX веке традиция развернутой увертюры фактически исчезает. Композиторы пишут лаконичные оркестровые вступления, которые уже не называют увертюрами. Исключением можно считать «Праздничную увертюру» Шостаковича.
Таким образом, в истории оперы увертюра прошла путь от развлекательного вступления до воплощения сути музыкальной драмы и в XX веке трансформировалась в лаконичное вступление, настраивающее на спектакль.
Теперь известно значение слова "увертюра".