Как подчеркивается числительное: правила и примеры

При синтаксическом разборе предложения каждый член выделяется определенной линией в соответствии с его синтаксической функцией. Числительное как часть речи может выполнять в предложении практически любую роль. Поэтому важно знать правила подчеркивания имен числительных, чтобы верно обозначить их при разборе.

В данной статье мы подробно рассмотрим, как подчеркивается числительное, если оно является подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством или определением. Приведем примеры и пояснения для каждого случая. Также опишем нюансы подчеркивания количественных, порядковых, собирательных и дробных числительных в предложении.

Подчеркивание числительного-подлежащего

Числительное, выступающее в роли подлежащего, отвечает на вопросы «кто?» или «что?» и обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Оно может быть единственным словом-подлежащим или входить в состав словосочетания, выражающего подлежащее.

Подлежащее, выраженное числительным, подчеркивается одной сплошной чертой. Например:

  • Пять (что сделало?) - результат сложения.
  • Двенадцать (что является?) - дюжина.
  • Семеро (кто пришел?) опоздали на урок.

Если числительное входит в составное подлежащее вместе с существительным, то весь оборот подчеркивается одной линией:

  • Пятнадцать учеников (кто?) получили похвальный лист.
  • Две трети класса (что?) отсутствовало.
  • Трое детей (кто?) играли во дворе.

Таким образом, при синтаксическом разборе предложения подлежащее, выраженное именем числительным, всегда подчеркивается одной сплошной линией, независимо от того, одиночное оно или в составе словосочетания.

Особенности подчеркивания числительного-сказуемого

Числительное в роли сказуемого обычно обозначает результат какого-либо действия или просто количественную характеристику подлежащего. Оно отвечает на вопрос «сколько?» и может быть единственным словом в роли сказуемого или входить в составное именное сказуемое.

При синтаксическом разборе сказуемое, выраженное числительным, подчеркивается двумя сплошными линиями. Например:

  • Пятью восемь - сорок три (сколько получилось?).
  • Его возраст - тридцать пять (сколько?).
  • Результат вычисления был шестнадцать (каков?).

Если числительное входит в составное именное сказуемое, оно также подчеркивается двойной чертой вместе с другими словами:

  • Число участников соревнования было пятнадцать человек (сколько было?).
  • Возраст моего дедушки - восемьдесят три года (каков?).
  • Количество призовых мест - три (сколько?).

Таким образом, сказуемое с числительным при синтаксическом разборе всегда подчеркивается двумя сплошными линиями, вне зависимости от того, простое оно или составное.

Подчеркивание числительного в роли дополнения

Числительное в роли дополнения отвечает на косвенные вопросы и обозначает объект, на который направлено действие. Обычно числительное-дополнение тесно связано с существительным и вместе они образуют дополнение.

При синтаксическом разборе дополнение, выраженное числительным, подчеркивается пунктирной линией. Например:

  • Ученики решили пятнадцать задач (сколько задач решили?).
  • Мы купили двенадцать яблок (сколько купили?).
  • В зале сидели трое посетителей (кого сидело?).

Если числительное входит в состав дополнения вместе с существительным, весь оборот подчеркивается пунктиром:

  • Девочка собрала пятнадцать подсолнухов (что собрала?).
  • Мальчик прочитал тридцать две книги (что прочитал?).
  • Учительница похвалила обоих учеников (кого похвалила?).

Итак, дополнение с числительным при синтаксическом разборе всегда подчеркивается прерывистой линией, независимо от того, простое оно или составное.

Правила подчеркивания числительного-определения и обстоятельства

Числительное в роли определения обычно указывает на признак предмета и отвечает на вопрос «какой?». Чаще всего определением выступают порядковые числительные.

При синтаксическом разборе определение, выраженное числительным, подчеркивается волнистой линией. Например:

  • Он живет на седьмом (на каком?) этаже.
  • Это был его третий (какой по счету?) выигрыш.
  • Мне нравится вторая (какая?) часть этого фильма.

В роли обстоятельства числительное обычно обозначает время, место, количество и другие характеристики действия. При синтаксическом разборе обстоятельство с числительным подчеркивается штрихпунктиром. Например:

  • Это случилось в 1991 году (когда?).
  • Машина прошла три километра (сколько прошла?).
  • Билет на концерт стоил пятьсот рублей (сколько стоил?).

Таким образом, при синтаксическом разборе определение с числительным подчеркивается волнистой линией, а обстоятельство - штрихпунктиром.

Комментарии