Самодельный мини трактор: как создать его своими руками

Самодельный мини трактор может стать отличным помощником на небольшом приусадебном участке или фермерском хозяйстве. В отличие от профессиональной тяжелой техники, он компактен и маневренен. При этом выполняет те же задачи по обработке почвы, транспортировке грузов, кошению травы. Создав такой агрегат своими руками, можно сэкономить немалые средства.

В этой статье даны рекомендации по сборке мини трактора из подручных деталей. Рассмотрены варианты конструкции рамы, размещения агрегатов, выбора колес и прочих узлов. Для каждого этапа приведены практические советы от опытных мастеров.

Выбор двигателя

При выборе двигателя для самодельного мини трактора важно учитывать несколько факторов. Во-первых, это мощность двигателя. Она должна быть достаточной для работы с различным навесным оборудованием, таким как плуг, борона, косилка и т.д. Желательно выбирать двигатели мощностью от 10 до 25 л.с. Во-вторых, это надежность и доступность запасных частей.

  • Двигатели от классических моделей ВАЗ (2101-2107) или мотоциклов отличаются дешевизной и легкодоступностью запчастей.
  • Новые китайские дизельные двигатели также стоят недорого и просты в обслуживании.

Еще один важный фактор – компактность двигателя. Он должен вписываться в ограниченное пространство рамы мини трактора «самоделки». Поэтому рекомендуется использовать двигатели и коробки передач как единый блок. Это упростит сборку и уменьшит габариты конструкции.

Не забывайте и о системе охлаждения. Двигатель самоделки мини трактора будет работать в тяжелом режиме, поэтому необходимо обеспечить хорошее охлаждение. Установите принудительный обдув радиатора вентилятором от насоса системы охлаждения.

Проектирование рамы

Рама – это основа любой самодельной машины, в том числе и мини трактора. От ее конструкции зависит прочность, маневренность и функциональность самодельного мини трактора. Существует несколько вариантов проектирования рамы.

  • Цельная рама. Самый простой и надежный вариант. Изготавливается из металлопроката в виде прямоугольной «лесенки» со швеллерами в качестве лонжеронов и поперечных траверс.
  • Переломная (ломающаяся) рама. Состоит из нескольких частей, соединенных шарнирами, что позволяет изменять геометрию трактора при движении по пересеченной местности.

Независимо от типа рамы, при ее проектировании рекомендуется заложить многократный запас прочности. Применение швеллеров сечением от №6 до №12 является оптимальным решением. Для передней и задней траверс лучше взять швеллеры большего размера (до №20), т.к. к ним будет крепиться навесное оборудование.

Геометрия рамы должна обеспечивать необходимую устойчивость и маневренность самодельного мини трактора. Трапециевидная форма с сужением в передней части обеспечит большую жесткость конструкции и позволит разместить управляемые колеса в минимальных габаритах для точного копирования пахотного ряда.

Не забывайте усиливать места соединения лонжеронов и траверс косынками или сваркой. Внутри лонжеронов можно проложить топливопроводы и магистрали, которые будут защищены от повреждений.

Размещение агрегатов

При размещении агрегатов на самодельном мини-тракторе важно учитывать их взаимное расположение и последовательность соединения. Лучше всего придерживаться классической схемы, когда двигатель расположен спереди продольно над передней осью. К нему через сцепление идет коробка передач, затем раздаточная коробка и ведущий мост.

  • Двигатель желательно брать от легковых автомобилей семейства ВАЗ или устанавливать мотоциклетный для экономии веса и расхода топлива
  • Все агрегаты лучше монтировать как единый блок для упрощения конструкции

Перед размещением агрегатов их нужно сначала установить на временные опоры, чтобы найти оптимальное взаиморасположение. Потом уже делать кронштейны и крепления. Важно использовать амортизирующие опоры от той же техники, что и агрегат, для гашения вибраций.

Агрегат Рекомендуемый источник
Двигатель ВАЗ, мотоцикл
КПП ВАЗ
Раздаточная коробка УАЗ
Ведущий мост УАЗ

При размещении агрегатов нужно обеспечить правильную развесовку 60/40 между передней и задней осью для оптимальной тяги и управляемости.

Трансмиссия и ходовая часть

При создании трансмиссии самодельного мини-трактора важно подобрать оптимальное соотношение оборотов двигателя и скорости движения с учетом специфики сельскохозяйственных работ. Для этого используется раздаточная коробка, которая ставится между КПП и ведущим мостом.

  • Раздаточную коробку лучше брать от полноприводного УАЗа
  • Она соединяется с КПП через упругую муфту от ВАЗа, а с мостом - при помощи кардана

Для повышения проходимости и дорожного просвета ведущий мост также желательно использовать от УАЗа с бортовыми редукторами. При этом задняя подвеска убирается для возможности навешивания сельхозорудий.

  1. Обрезать чулки моста для уменьшения колеи
  2. Изготовить проставки для расширения колеи

Колеса лучше ставить от сельхозтехники или внедорожников, прорезав на них протектор типа «елочка». Давление в шинах подбирается опытным путем.

Поворотный передний мост можно сделать неподвижным, используя шарниры от грузовиков. Рулевое управление и тормоза берутся от легковушки и дорабатываются с учетом особенностей трактора.

Рулевое управление и тормоза

При создании самодельного мини-трактора особое внимание стоит уделить рулевому управлению и тормозной системе, поскольку от их надежности и эффективности зависит безопасность во время работы.

Для рулевого управления лучше всего использовать компоненты от легкового автомобиля - рулевой механизм, рулевую колонку и рулевое колесо. Они должны быть подобраны так, чтобы обеспечивать достаточный угол поворота передних колес и легкость управления при маневрировании. Рекомендуется установить гидроусилитель руля, если он был в комплекте донорского автомобиля.

Для тормозной системы подойдут дисковые механические тормоза, также взятые от легковушки. Но их нужно адаптировать для управления ножным педальным приводом вместо ручного. Желательно сделать раздельный привод на передние и задние тормоза. Также неплохо установить стояночный тормоз на основе тросового привода к тормозным механизмам.

Как вариант, можно использовать и более простую, но менее эффективную тормозную систему - на основе тормозных барабанов с механическим приводом от педали. Главное, чтобы тормоза обеспечивали надежное замедление самодельного трактора при движении и удержание на месте при стоянке.

Электрооборудование

Электрооборудование самодельного мини-трактора должно обеспечивать работу основных потребителей: стартер для запуска двигателя, генератор для подзарядки аккумулятора, освещение, сигнализация. При этом важно подобрать компоненты с совместимыми характеристиками.

Для питания бортовой сети подойдет аккумуляторная батарея емкостью 40-60 Ач от легкового автомобиля. Ее нужно надежно закрепить в специальном отсеке, чтобы избежать расплескивания электролита при тряске. Стартер желательно использовать релейного типа мощностью 1-1,5 кВт, соответствующий мощности двигателя.

Для подзарядки аккумулятора и питания потребителей подойдет автомобильный генератор на 14 В и мощностью от 500 до 1000 Вт. Возможно использование генератора постоянного тока от грузовика для увеличения мощности. Необходимо установить выключатель массы и предохранители в цепях питания отдельных потребителей.

Для освещения достаточно установить 1-2 фары спереди и 1-2 фонаря сзади от легкового автомобиля. Желательно использовать галогенные или светодиодные лампы для лучшей видимости. Также потребуются габаритные огни, указатели поворота и стоп-сигналы.

Всю проводку следует выполнять проводом сечением не менее 2,5 мм2, соответствующим нагрузкам. Необходимо предусмотреть защиту от влаги и механических повреждений. Электрооборудование самодельного трактора должно быть испытано и отлажено перед началом эксплуатации.

Колеса и шины

Выбор колес и шин имеет большое значение для работы самодельного мини-трактора. От их параметров зависят проходимость машины, тяговое усилие, комфортность управления.

Лучше использовать колеса от грузовиков, внедорожников или сельхозтехники с дисковыми ступицами. Диаметр передних колес должен быть 400-500 мм, задних - 600-800 мм. Ширина обода - 6-8 дюймов.

Резина для колес трактора-самоделки должна иметь высокий протектор "елочка" или "каток" для хорошего сцепления с грунтом. На передние колеса лучше поставить диагональные шины, на задние - радиальные повышенной грузоподъемности.

Важно правильно подобрать давление в шинах - передних 1,5-2 атм, задних - 1-1,5 атм. Пониженное давление увеличит проходимость и плавность хода. На задние колеса можно установить дополнительный груз (до 10% от веса трактора) для улучшения сцепления.

Желательно предусмотреть возможность регулировки колеи трактора-самоделки в пределах 1200-1500 мм. Это позволит приспособить машину для работы в различных условиях и с разным навесным оборудованием.

Правильный подбор колес и оптимизация давления в шинах мини-трактора существенно повышают эффективность его работы при минимальном уплотнении почвы.

Особенности сборки

Сборка самодельного мини-трактора требует внимания к некоторым особенностям, чтобы машина получилась надежной и долговечной.

Важно правильно расположить и надежно закрепить на раме все основные агрегаты - двигатель, трансмиссию, ходовую часть. Их нужно установить на виброгасящие опоры от донорского транспорта.

Соединение валов двигателя, коробки передач, раздаточной коробки и ведущего моста должно осуществляться при помощи карданных валов и упругих муфт от грузовиков.

Очень важно обеспечить хорошее охлаждение двигателя, поэтому нужно установить дополнительный вентилятор и радиатор большего размера по сравнению с донорским автомобилем.

Необходимо уделить внимание надежному креплению и изоляции электропроводки, батареи, бака, топливных магистралей. Все должно выдерживать вибрацию и перепады температур.

После сборки нужно тщательно проверить все механизмы и системы трактора-самоделки, отрегулировать тормоза, люфты в рулевом управлении, натяжение приводных ремней.

Очень важно правильно выполнить развесовку трактора - 60% веса должно приходиться на заднюю ось и 40% на переднюю для обеспечения тяги и управляемости.

Правила эксплуатации

Чтобы обеспечить безопасность и продлить срок службы самодельного мини-трактора, важно соблюдать правила его эксплуатации.

Необходимо регулярно проверять уровни масел, охлаждающей и тормозной жидкостей, давление в шинах. Своевременно проводить ТО - замену фильтров, свечей, ремней.

Важно контролировать температуру двигателя и останавливаться при перегреве. Нельзя перегружать трактор, нужно следить, чтобы навесное оборудование соответствовало его возможностям.

Стоит ограничить максимальную скорость самодельного трактора 20-30 км/ч, так как избыточная скорость повышает вибрацию и износ деталей.

Не рекомендуется эксплуатировать трактор-самоделку на крутых склонах - это может привести к опрокидыванию. Нужно соблюдать осторожность при движении задним ходом.

Очень важно своевременно заменять изношенные детали - сцепление, тормозные колодки, рулевые тяги. Это гарантирует безопасность при работе трактора.

Регистрация самоделки

Хотя самодельный мини-трактор не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования, его регистрация в ГИБДД возможна, но сопряжена с рядом сложностей.

Прежде всего, трактор должен пройти утилизацию донорского транспорта, с которого были взяты узлы и агрегаты. Это потребует снятия с учета в ГИБДД автомобиля-донора.

Далее необходимо изготовить паспорт самоходной машины, пройти технический осмотр, сертификацию и определение таможенной стоимости трактора-самоделки.

Требуется подготовить пакет документов, включающий описание конструкции, фотографии, копии паспортов узлов и агрегатов. Также необходимо установить опознавательные знаки, светотехнику, оборудовать место для госномера.

Процесс получения номерных знаков занимает много времени и средств при весьма неопределенном результате. Поэтому регистрация имеет смысл, если планируется коммерческое использование самодельного трактора.

Для частного пользования на приусадебном участке проще обойтись без официальной регистрации, перевозя трактор-самоделку на трейлере.

Выбор навесного оборудования

Для расширения функциональности самодельного мини-трактора его оснащают навесным оборудованием. При выборе орудий нужно учитывать мощность и особенности трактора.

Для обработки почвы к трактору-самоделке можно присоединить плуг, культиватор для сплошной или междурядной обработки, окучник, картофелекопалку.

Для посадочных работ подойдут сеялки точного высева, разбрасыватели удобрений, опрыскиватели. Для ухода за посевами - междурядные культиваторы, прополочные машины.

Для заготовки кормов можно использовать косилки, грабли-ворошилки, пресс-подборщики, транспортеры. Также будут полезны тележки, тракторные прицепы для перевозки грузов.

Все навесное оборудование должно быть адаптировано для небольших габаритов и мощности трактора-самоделки. Желательно приобретать орудия, специально предназначенные для мини-техники.

Следует помнить, что чем тяжелее орудие, тем выше нагрузка на трактор. Не стоит использовать навеску, превышающую допустимую массу для конкретной модели.

Преимущества самодельного трактора

Одним из главных «плюсов» самостоятельно собранного мини-трактора является возможность создать именно ту машину, которая нужна конкретно вам. Вы сами выбираете характеристики двигателя, трансмиссии, колес и прочих комплектующих. Это позволяет максимально адаптировать «самоделку» под ваши задачи.

  • Подбор оптимальных технических параметров под конкретные нужды.
  • Возможность установки необходимого навесного оборудования.

Еще одно важное «плюс» - экономическая выгода. Комплектующие для создания мини-трактора своими руками можно подобрать недорогие. К примеру, использовать агрегаты от подержанных автомобилей. Стоимость готового «самоделки» получается значительно ниже покупки серийной модели аналогичного класса.

Еще один плюс самодельного мини-трактора - удовлетворение от процесса создания техники с нуля «своими руками». Это интересное и полезное хобби, которое позволяет реализовать свои технические способности и получить реальный практический результат в виде работающей сельхозмашины.

Комментарии