Уходит антифриз из расширительного бачка: основные причины, диагностика утечки и способы устранения течи
Утечка антифриза из системы охлаждения автомобиля - распространенная проблема, с которой сталкивается каждый автовладелец. Своевременно не замеченная утечка чревата серьезными последствиями в виде перегрева и выхода двигателя из строя. Поэтому важно вовремя диагностировать и устранить неисправность. В этой статье рассказывается об основных признаках ухода антифриза, возможные причины протечек и способы их выявления.
Признаки утечки антифриза из системы охлаждения
Одним из первых признаков утечки антифриза является снижение его уровня в расширительном бачке. Если жидкость периодически приходится доливать - это повод разобраться в возникшей проблеме. Другим очевидным признаком являются подтеки антифриза из под капота автомобиля, особенно после стоянки. Наличие лужицы указывает на нарушение герметичности системы охлаждения.
Помимо внешних признаков, о потере антифриза может свидетельствовать изменение поведения автомобиля. При снижении уровня жидкости двигатель начинает перегреваться, срабатывает вентилятор системы охлаждения. Также может загораться лампочка перегрева на приборной панели. Это сигнал о скрытой утечке антифриза, когда жидкость уходит внутрь двигателя.
Еще одним косвенным признаком утечки антифриза является появление белого дыма из выхлопной трубы. Это происходит из-за попадания охлаждающей жидкости в камеру сгорания двигателя и последующего ее выгорания.
Основные причины ухода антифриза
Одной из наиболее распространенных причин ухода антифриза является повреждение основного радиатора системы охлаждения. Диагностировать эту неисправность можно по наличию подтеков на корпусе радиатора или луже охлаждающей жидкости под автомобилем. Причинами повреждения радиатора могут быть его естественный износ, пробой от камней на дороге, а также замерзание жидкости зимой из-за недостаточной концентрации антифриза.
Еще одной распространенной причиной является утечка антифриза из-за изношенных резиновых шлангов. Со временем шланги высыхают, становятся хрупкими и на них появляются трещины. Это приводит к протечкам охлаждающей жидкости при работающем горячем двигателе. При осмотре автомобиля обычно можно заметить подтеки антифриза из поврежденных шлангов.
Антифриз может уходить в двигатель из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров. Это приводит к просачиванию охлаждающей жидкости в камеры сгорания и ее смешиванию с маслом. При этом видимых подтеков снаружи может не быть. Такая неисправность опасна для двигателя и требует срочного ремонта.
Как найти место утечки антифриза
Чтобы найти место утечки антифриза, необходимо выполнить визуальный осмотр элементов системы охлаждения. Объектами пристального внимания должны стать резиновые шланги, места их соединения с помощью хомутов, а также все узлы, через которые проходит жидкость: радиатор, расширительный бачок, насос, термостат.
Важно осматривать автомобиль как сверху при открытом капоте, так и снизу, лежа на спине. Иногда протечки лучше видны именно снизу. Поиск утечек лучше проводить на горячем двигателе — тогда давление в системе максимальное, и течь проявит себя отчетливее:
- При осмотре шлангов обращайте внимание на их целостность, отсутствие трещин и вздутий. Хомуты должны быть плотно затянуты. Если шланги в норме, проверьте места их соединения с другими деталями — именно там часто возникают течи.
- Осмотрите корпус радиатора — на нем не должно быть вмятин, трещин и подтеков охлаждающей жидкости. Покачайте радиатор за верхний шланг — он не должен болтаться и проворачиваться. Проверьте крепления.
- Тщательно осмотрите расширительный бачок — места его крепления, подводящие шланги, крышку с клапаном. На всех этих элементах не должно быть следов утечек антифриза.
- Обратите внимание на насос охлаждающей жидкости — проверьте его корпус и шланги на предмет подтеков. Покачайте насос рукой за шкив — он не должен болтаться.
- Термостат тоже может протекать — посмотрите, нет ли следов антифриза снаружи в месте его установки.
Если в ходе визуального осмотра выявить место утечки не удалось, но антифриз в расширительном бачке продолжает уходить, используйте дополнительные методы:
- Положите лист бумаги или картона под двигатель на ночь. Утром на нем могут быть различимы капли утекшего антифриза, указывающие примерное место течи.
- Можно использовать специальные добавки с красителем для охлаждающей жидкости — они помогут выявить даже минимальные утечки при осмотре с ультрафиолетовой лампой.
- Проверить герметичность всей системы охлаждения можно с помощью накачки воздуха под давлением через расширительный бачок при заглушенном выходном отверстии. Утечка будет проявляться характерным шипением.
- Также может помочь видеоскоп - гибкий змеевик с камерой на конце, который позволяет осмотреть труднодоступные места в моторном отсеке. С его помощью можно обнаружить даже небольшие трещины и протечки.
Главное при поиске утечки антифриза - проявлять терпение и тщательность. Часто причина кроется в неочевидных на первый взгляд местах. Систематический осмотр всех компонентов системы охлаждения поможет обязательно найти и устранить течь.
Диагностика утечки при отсутствии видимых подтеков
Иногда антифриз может уходить без видимых причин и внешних признаков течи. В таких случаях утечка, скорее всего, является внутренней - антифриз попадает в сам двигатель.
Наиболее вероятные причины внутренней утечки антифриза:
- Повреждение или неправильная установка прокладки головки блока цилиндров, в результате чего охлаждающая жидкость просачивается в камеры сгорания.
- Нарушение герметичности прокладки между головкой блока и самим блоком из-за перегрева или деформации деталей.
- Микротрещины в головке блока или блоке цилиндров, при которых антифриз попадает в масляные каналы и разжижает масло.
Чтобы диагностировать внутреннюю утечку антифриза, необходимо:
- Проверить качество и уровень масла - при попадании охлаждающей жидкости в масло оно разжижается и приобретает характерный молочный оттенок.
- Осмотреть свечи зажигания - наличие белых отложений свидетельствует о попадании антифриза в камеры сгорания.
- Провести визуальный осмотр двигателя на предмет трещин в головке блока и самом блоке.
- Проверить компрессию в цилиндрах - ее падение может говорить о проблемах с герметичностью камер сгорания.
- Оценить цвет выхлопных газов - наличие белого дыма свидетельствует о попадании антифриза в камеры сгорания.
Помимо этого, для выявления внутренней течи можно:
- Подключить диагностический сканер и проверить наличие кодов неисправностей, связанных с превышением рабочей температуры двигателя.
- Провести тест на герметичность системы охлаждения при помощи накачки воздуха в расширительный бачок.
- Использовать специальную пробниковую жидкость, которая при контакте с выхлопными газами меняет цвет.
При подозрении на внутреннюю утечку антифриза необходимо срочно прекратить эксплуатацию автомобиля и провести диагностику в автосервисе. Зачастую требуется частичная разборка двигателя и ремонт головки блока цилиндров или замена прокладки.
Проверка герметичности системы охлаждения
Чтобы убедиться, что система охлаждения действительно негерметична и где-то происходит утечка антифриза, можно провести ее комплексную проверку на герметичность.
Для этого потребуются:
- Компрессор для накачки воздуха.
- Манометр для контроля давления.
- Заглушка для перекрытия выходного патрубка из расширительного бачка.
Последовательность проверки:
- Убедиться, что система охлаждения заполнена антифризом и полностью прогрета до рабочей температуры.
- Заглушить выходной патрубок из расширительного бачка.
- Подсоединить компрессор к заливной горловине бачка.
- Накачать воздух в систему, контролируя давление по манометру. Рекомендуемое давление - 0,15-0,2 МПа.
- Осмотреть всю систему охлаждения, обращая внимание на шипение выходящего воздуха - это будет указывать на место утечки.
Проверку лучше проводить вдвоем - один накачивает воздух и контролирует давление, второй осматривает систему. Особое внимание следует уделить шлангам, местам соединений, прокладкам, сальникам и т.п.
Помимо накачки воздуха, герметичность системы охлаждения можно проверить с помощью вакуумного тестера. Принцип тот же, только вместо давления создается разряжение.
Также для выявления утечек используют тестеры на основе нагнетания в систему охлаждения сжатого азота или углекислого газа.
В любом случае, комплексная пневматическая проверка системы охлаждения позволит точно определить наличие утечки антифриза и ее место. Это поможет значительно сузить область поиска неисправности и быстрее устранить причину падения уровня жидкости в расширительном бачке.
Способы устранения течи антифриза
Как только место утечки антифриза найдено, можно приступать к ее устранению. В зависимости от характера неисправности, применяются разные способы:
- При повреждении шлангов системы охлаждения их необходимо заменить. Просто подтянуть хомуты, как правило, не помогает. Шланги лучше менять комплектно.
- При трещинах и пробоях в радиаторе его можно отремонтировать с помощью сварки или герметизирующих составов. Но надежнее заменить радиатор на новый.
- Неплотности в соединениях устраняются подтяжкой хомутов, заменой прокладок или герметиков.
- Потеки из-за износа насоса охлаждающей жидкости требуют его замены или ремонта с установкой нового сальника.
- При внутренних течах из-за проблем с прокладкой головки блока цилиндров необходим ее демонтаж с последующей заменой прокладки.
- Если причиной оказались трещины в блоке или головке, то требуется их ремонт методом установки специальных вставок (гильз).
Все работы по устранению течей антифриза желательно проводить сразу после обнаружения неисправности. Эксплуатация автомобиля с поврежденной системой охлаждения приводит к перегреву и выходу двигателя из строя.
После устранения течи обязательно несколько раз проверьте уровень антифриза в расширительном бачке и убедитесь в отсутствии подтеков во время работы двигателя на различных режимах.
Профилактика утечек антифриза
Чтобы избежать утечек антифриза из системы охлаждения, необходимо проводить регулярное обслуживание и своевременную замену компонентов этой системы.
Рекомендуется:
- Проверять уровень охлаждающей жидкости перед каждой длительной поездкой, а также раз в месяц/квартал для выявления медленных утечек.
- Менять антифриз с периодичностью, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля (обычно раз в 2-3 года).
- Регулярно очищать систему охлаждения от накипи и отложений специальными промывочными жидкостями.
- Менять изношенные шланги системы охлаждения. Срок службы резиновых шлангов составляет около 5-6 лет.
- Следить за состоянием прокладок, сальников водяного насоса и термостата, своевременно менять их.
Также важны следующие меры профилактики:
- Использовать качественный антифриз из проверенных марок и не разбавлять его водой.
- Не эксплуатировать автомобиль с перегретым двигателем, сразу устранять причины перегрева.
- Избегать механических повреждений элементов системы охлаждения при езде по ухабам и бездорожью.
- Не мыть двигатель струей воды под высоким давлением, чтобы не нарушить герметичность соединений.
Своевременное обслуживание и бережная эксплуатация автомобиля позволят надолго сохранить работоспособность системы охлаждения и избежать такой распространенной проблемы, как утечка антифриза из расширительного бачка.