Сельская община: устройство, функции, ограны управления, формы землевладения, налообложение, контроль

Сельская община, или сельское общество, была основной хозяйственной и административной ячейкой российской деревни во второй половине XIX - начале XX века. Община объединяла крестьян одного или нескольких селений, совместно владевших и пользовавшихся землей.

Члены общины избирали органы самоуправления - сельский сход и сельского старосту. Община регулировала использование пахотных угодий и выпас скота, распределяла повинности, следила за порядком. Она несла коллективную финансовую ответственность за своих членов перед государством.

Общинное самоуправление сочеталось с жестким контролем со стороны государственных чиновников. Правовой статус и функции сельской общины менялись на протяжении XIX века в ходе крестьянских реформ.

Территория и состав сельской общины

Сельская община («сельское общество») объединяла крестьян, проживающих в одном или нескольких соседних селениях. Одно сельское общество могло включать от 20 до 1500 «ревизских душ» - единиц учета мужского населения для целей налогообложения.

В состав общины входила земля в границах селения - пахотные угодья, сенокосы, выгоны для скота, леса и другие угодья. Эти земли находились либо в общей собственности всей общины, либо распределялись между отдельными крестьянскими дворами.

Кроме того, в состав общинных земель входили:

  • усадьбы, дворы и огороды крестьянских домохозяйств;
  • улицы, переулки, площади, пруды и другие общие земли селения.

Таким образом, сельская община представляла собой территориально-хозяйственную ячейку деревни. Она объединяла не только земельные угодья, но и людей, использующих эти земли для обеспечения своего существования.

«Сельское общество» было и официально признанной административной единицей. Постановления общин и их выборных органов имели обязательную силу для всех членов общины.

Органы управления общины

Основными органами управления сельской общины являлись сельский сход и сельский староста. Сельский сход объединял всех крестьян-домохозяев, составлявших общину, и избирал старосту. Сход обладал широкими полномочиями по управлению землей, финансами, инфраструктурой общины. Также сход выполнял судебные и полицейские функции в отношении членов общины.

  • Распределение повинностей между дворами
  • Установление сроков и порядка пользования общинной землей и угодьями
  • Регулирование лесопользования

Сельский староста, избираемый сходом, выполнял распоряжения последнего и представлял интересы общины перед властями. Он следил за исполнением решений схода, собирал подати и налоги, решал административные вопросы. Также староста имел некоторые судебные и полицейские полномочия в рамках общины.

Таким образом, сельская община была образована органами самоуправления крестьян и являлась важнейшим институтом крестьянской жизни в дореволюционной России.

Полномочия сельского схода и старосты

Сельский сход обладал широкими полномочиями в сфере управления землей сельской общины. Он принимал решения о переделах общинной земли между крестьянскими хозяйствами, устанавливал сроки и порядок пользования угодьями. Также в ведении схода находилось распределение различных повинностей между домохозяйствами общины.

  • Согласование аренды общинной земли
  • Регулирование выпаса скота и использования лесов
  • Утверждение приема в общину новых членов

В финансово-хозяйственной сфере сход устанавливал размер сборов на общинные нужды, распоряжался общинным имуществом, регулировал использование водных объектов. Сход контролировал выплату налогов и выкупных платежей членами общины.

Сельский староста исполнял решения схода и представлял общину перед властями. Он следил за порядком, организовывал общественные работы, вел документацию общины. Также староста мог налагать мелкие взыскания на членов общины и решал некоторые споры между ними в рамках своих полномочий.

Формы землевладения в общине

Основной формой землевладения в сельской общине было общинное владение, при котором вся пахотная земля находилась в собственности общины и периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Такие переделы проводились с учетом изменения числа работников и «тягл» в хозяйствах.

  • Общинное владение пахотными землями с переделами
  • Постоянное закрепление дворовых участков за семьями
  • Общее пользование лугами, выгонами и лесами

Помимо этого, часть угодий, включая пастбища, сенокосы и леса, могла находиться в постоянном совместном пользовании общины без раздела между дворами. Также отдельные общества практиковали подворное владение пахотной землей с закреплением наследуемых наделов за семьями.

Общинные или подворные формы владения пашней могли сочетаться с коллективной собственностью общины на непахотные угодья. При любой форме землепользования дворовые усадьбы крестьян находились в их ограниченной наследуемой собственности.

Переделы общинной земли

При общинном землевладении сельская община регулярно проводила переделы пахотной земли. Суть переделов заключалась в изменении границ наделов, находящихся в пользовании отдельных крестьянских дворов, с целью обеспечить соответствие их размеров потребностям и возможностям хозяйств.

  • Учет увеличения или уменьшения семей
  • Уравнивание тягловой способности дворов
  • Выделение наделов новым хозяйствам

Проведение очередного передела пашни инициировалось по решению сельского схода. При этом учитывались изменения в составе и трудоспособности крестьянских дворов со времени предыдущего передела. Так же в ходе передела выделялись наделы вновь образованным семьям.

Периодичность переделов земли зависела от обычая конкретной общины. В разных местностях она составляла от 3-4 лет до 10-15 лет и более.

Чересполосица и борьба с ней

Чересполосица землевладения была характерна для многих сельских общин. Суть ее заключалась в том, что при очередном переделе пашня разбивалась на полосы по числу дворов, и каждый двор получал по одной узкой полоске в каждом из общинных полей.

  • Стремление к уравнительному распределению земли
  • Дробление наделов на множество мелких участков
  • Невозможность рациональной обработки дальних полос

Такая чересполосица сильно осложняла ведение сельского хозяйства, поскольку крестьянские наделы оказывались раздроблены на множество мелких, разбросанных клочков земли. Это препятствовало использованию современной техники и технологий, снижало урожайность.

Для борьбы с чересполосицей с 1906 года стали проводиться мероприятия по разверстанию земель сельской общины с выделением компактных участков в собственность отдельным крестьянским хозяйствам (отруба и хутора).

Общинная круговая порука

Важной особенностью сельской общины была коллективная ответственность ее членов по платежам и повинностям перед государством. Эта круговая порука означала, что община в целом несла ответственность за своевременную и полную уплату налогов всеми входящими в нее крестьянскими хозяйствами.

  • Солидарная ответственность общины
  • Распределение платежей между дворами сходом
  • Санкции к недоимщикам со стороны общины

Если какие-то семьи не могли заплатить положенные налоги, это бремя ложилось на остальных членов общества. За счет этого государство гарантировало поступление платежей, а община старалась контролировать всех своих членов, чтобы избежать дополнительной нагрузки.

Круговая порука была отменена в 1903-1905 гг., и крестьянские хозяйства стали платить налоги индивидуально, без коллективной ответственности общины.

Выкупные платежи общины

После отмены крепостного права сельским общинам бывших помещичьих крестьян было предоставлено право выкупа земельных наделов у бывших владельцев. Выкуп осуществлялся путем внесения общиной ежегодных платежей в казну на протяжении 49 лет.

  • Выкуп как альтернатива получению наделов в аренду
  • Определение размера платежей государством
  • Досрочный выкуп по желанию общины

Размер выкупных платежей для каждой общины рассчитывался исходя из стоимости полученной земли. Сбор средств для уплаты в казну проводился общиной со всех дворов. Допускалось также досрочное погашение выкупного долга.

Таким образом, выкупные платежи становились значительным общинным повинностям и ощутимо отягощали финансовое положение крестьянских хозяйств на многие годы.

Налогообложение членов общины

Сельская община несла коллективную ответственность за своевременную уплату налогов всеми своими членами. Это было связано с тем, что по закону практически все имущество крестьянина, кроме дома, не могло быть конфисковано за долги. Поэтому государство возлагало ответственность за уплату налогов на общину в целом.

Размер налогов и повинностей для каждой общины определялся государственными органами на основании площади земельных угодий общины и количества «ревизских душ» в ней. Затем община сама распределяла налоговое бремя между отдельными домохозяйствами.

К основным налогам и повинностям крестьян в пореформенный период относились:«, оброчная подать» и «земские сборы».

  • Подушная подать — основной прямой налог с крестьян, взимавшийся с каждой «ревизской души».
  • Оброчная подать — налог на землю, размер которого определялся исходя из качества угодий.
  • Выкупные платежи — платежи крестьян за полученную в собственность землю после отмены крепостного права.
  • Земские сборы — местные налоги, введенные земствами для финансирования их деятельности.

Кроме того, крестьяне несли натуральные повинности по ремонту дорог, содержанию почтовых станций и пр.

Государственный контроль за общиной

После отмены крепостного права государство стремилось установить контроль над деятельностью сельских общин. С 1861 по 1889 год такой контроль был слабым.

С 1861 по 1864 год за выполнением крестьянской реформы на местах следили мировые посредники. После их упразднения контроль осуществляли уездные по крестьянским делам присутствия. Но в их штате был всего один чиновник на весь уезд.

В 1889 году была проведена реформа крестьянского управления, резко усилившая госконтроль.

Была введена должность земских участковых начальников, по 4 на уезд. Земские начальники получили широкие полномочия по надзору за сельскими общинами:

  • Могли отменять незаконные решения сходов.
  • Имели право запрещать сходы.
  • Могли наказывать выборных должностных лиц общины штрафами и арестом.
  • От их разрешения зависело назначение раскладки налогов в общине.

Земские начальники подчинялись уездным съездам и губернским присутствиям. Эти органы также осуществляли контроль и могли рассматривать жалобы крестьян на земских начальников.

Усиление госконтроля сковывало самоуправление общин, но позволяло государству эффективнее собирать налоги и поддерживать правопорядок в деревне.

Земские начальники и их полномочия

Земские участковые начальники были введены в 1889 году в ходе реформы крестьянского самоуправления. Они осуществляли административный надзор и контроль за деятельностью сельских общин и волостей.

На каждый уезд в среднем приходилось около 4 земских участков и, соответственно, участковых начальников. Таким образом, в отличие от прежней системы с одним чиновником на уезд, теперь государственный контроль за крестьянами значительно усилился.

Основные административные полномочия земских начальников в отношении сельских общин:

  • Наблюдение за правильностью созыва и проведения сельских сходов.
  • Право отменять незаконные решения сходов или запрещать сходы.
  • Надзор за исполнением решений сходов должностными лицами общины.
  • Назначение и увольнение выборных должностных лиц общины.
  • Наказание должностных лиц общины в дисциплинарном порядке.

Кроме того, земские начальники располагали широкими полицейскими полномочиями в отношении крестьян:

  • Могли подвергать аресту на срок до 3 дней.
  • Имели право налагать штрафы до 3 рублей.
  • Могли подвергать телесным наказаниям (не свыше 20 ударов розгами).
  • Имели право производить у крестьян обыски и выемки.
  • Могли запрещать крестьянам отлучку с места жительства.

Таким образом, земские начальники, фактически являясь представителями административной власти в деревне, серьезно ограничивали самоуправление сельских общин.

Реформы сельского самоуправления

В пореформенный период государство неоднократно пыталось реформировать систему крестьянского самоуправления и сельской общины.

В 1861 году была проведена крестьянская реформа, учредившая сельские общины из бывших помещичьих крестьян. Общины получили землю и органы самоуправления.

В 1889 году были введены институт земских начальников, резко усиливший государственный контроль за общинами. Это ограничило самостоятельность общин.

Новую реформу планировал премьер-министр П.А. Столыпин в 1906-1911 годах. Он хотел разделить общину на два общества:

  • Земельное общество, управляющее общинной землей.
  • Поселковое общество как орган местного самоуправления всех сословий.

Эти планы не были реализованы. Только советская власть в 1918 году разделила функции общины, создав сельсоветы.

Планы Столыпина по преобразованию общины

П.А. Столыпин считал преобразование сельской общины важной частью своей аграрной реформы 1906-1911 годов. Он видел в общине тормоз развития крестьянского хозяйства и хотел ослабить ее роль.

По первоначальному плану Столыпина 1906 года предполагалось разделить общину на два общества:

  • Земельное общество - хозяйственное товарищество крестьян, управляющее общинной землей.
  • Поселковое общество - орган местного самоуправления всех сословий в селении.

С развитием частной собственности на землю роль земельного общества должна была сойти на нет. А поселковое самоуправление станет общесословным.

В 1907 году соответствующий законопроект был внесен в Думу. Но депутаты рассматривали его очень медленно. К 1913 году правительство изменило позицию и отозвало законопроект.

Таким образом, планы Столыпина по реформе общины не были реализованы. Лишь советская власть в 1918 году на практике разделила сельское самоуправление на сельсоветы и колхозы.

Главной целью Столыпина было укрепление частной собственности крестьян на землю. Для этого он поощрял выход из общины на хутора и отруба. Но массового разрушения общины при нем не произошло.

Упразднение общины советской властью

После установления советской власти в 1917 году начался новый этап преобразования сельской общины. Большевики в целом сохранили общину, но лишили ее административных функций.

В 1918 году был принят декрет «О социализации земли». Вся земля была объявлена собственностью государства, а община сохранялась как коллективный землепользователь.

Одновременно на селе создавались советы как новые органы власти. Сельские советы (сельсоветы) стали выполнять административные функции, ранее принадлежавшие общине.

Таким образом, произошло разделение общины на два общества: колхоз как хозяйственное товарищество и сельсовет как административный орган. Это отчасти напоминало планы Столыпина.

Окончательно община была ликвидирована в ходе коллективизации в 1929-1933 гг. Крестьянские хозяйства были принудительно объединены в колхозы, а земля и имущество переданы государству.

Наследие общины в современной деревне

Хотя традиционная сельская община прекратила свое существование в 1930-х годах, некоторые черты общинных отношений сохраняются в современной российской деревне.

Во-первых, во многих селах до сих пор бытует коллективизм, общинный менталитет. Люди привыкли решать многие вопросы сообща, на сходах и собраниях.

Во-вторых, сохраняются традиции совместного использования некоторых ресурсов – пастбищ, водоемов, лесов. Правда, формально эти земли сегодня часто принадлежат муниципалитетам.

В-третьих, в некоторых регионах (особенно на Северном Кавказе) распространено обычное право, регулирующее земельные отношения и наследование. Эти нормы частично уходят корнями в общинные традиции.

Наконец, административно сельские поселения до сих пор объединены в сельсоветы – прямых наследников сельской общины в сфере местного самоуправления.

Комментарии