Специфика религиозного мировоззрения человечества: принципы, важнейшие положения и примеры

акепыуРелигиозное мировоззрение играет важную роль в жизни многих людей. Оно формирует представления о смысле жизни, отношениях человека с высшими силами. Религиозная картина мира значительно отличается от мифологической. Если в мифах реальный и сверхъестественный миры слиты, то религия разводит их.

В статье рассматриваются основные принципы, лежащие в основе религиозного мировоззрения. Основное внимание уделяется христианским воззрениям, поскольку они наиболее распространены среди верующих. Но многие положения характерны и для других религий.

Возникновение религиозного мировоззрения

Религиозное мировоззрение начинает формироваться на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Переход от мифологии к религии происходит постепенно. Специфика религиозного мировоззрения заключается в том, что на смену мифологической картине мира приходит новый тип мировоззрения – религиозная картина мира.

  • Фетишизм – культ неодушевленных предметов.
  • Магия – вера в сверхъестественные свойства ритуальных действий.
  • Тотемизм – вера в сверхъестественные свойства тотема.

Основной признак религии – вера в сверхъестественное. Религия создает свою картину мира, объясняет действительность, вырабатывает нормы.

Религиозное мировоззрение формируется на протяжении длительного исторического периода. Специфика религиозного мировоззрения заключается в появлении представлений о потустороннем мире и сверхъестественных существах.

Отличие религиозного мировоззрения от мифологии

Религиозное мировоззрение формировалось на более поздних этапах развития общества по сравнению с мифологией. В отличие от мифологии, религия разделяет мир на «посюсторонний» и «потусторонний», проводит различие между чувственным и сверхчувственным. Для мифа нет такого разделения - все существует одновременно в «одном мире».

  • Религия противопоставляет идеальное и реальное, а миф нет.
  • В мифологии человек может быть равным богам, а в религии он греховное существо, зависящее от Бога.

Таким образом, в отличие от мифологического, религиозное мировоззрение вводит представления о сверхъестественном, потустороннем мире, различает идеальное и реальное, рассматривает человека как подчиненное божественным силам существо.

Основные принципы религиозной картины мира

В религиозном мировоззрении со временем складываются определенные принципы, которые определяют его специфику. Рассмотрим основные из них на примере христианства.

  1. Принцип супернатурализма утверждает сверхъестественность и надприродность Бога, который стоит над законами природы и устанавливает эти законы.
  2. Принцип сотериологии ориентирует верующих на спасение души, которое понимается как обожествление и соединение с Богом в «царстве Божием».
  3. Согласно принципу креационизма, Бог сотворил мир из ничего и постоянно поддерживает его бытие.

Другим важным принципом является провиденциализм - идея о том, что Бог определяет ход исторического развития в соответствии со своим промыслом. Также религиозная картина мира включает эсхатологию - учение о конечной цели бытия (Страшном Суде и Царстве Божием).

Эти принципы сближают различные религиозные традиции. Но в каждой из них они получают свои особенности и трактовки. Так проявляется специфика религиозного мировоззрения конкретных религий.

Принцип супернатурализма

Одним из ключевых принципов, определяющих специфику религиозного мировоззрения, является принцип супернатурализма. Он утверждает наличие сверхъестественного начала - Бога, который стоит над природой и миром.

Согласно этому принципу, Бог не подчиняется законам физики, химии или биологии, которые действуют в обычном мире. Напротив, именно Бог устанавливает эти законы и определяет, как будет функционировать Вселенная.

Бог в религиозном мировоззрении - это абсолютно сверхъестественное существо. Он не ограничен пространством и временем, не имеет материального тела. Бог сотворил мир по своей воле и может вмешиваться в естественные процессы через чудеса.

Принцип супернатурализма заставляет верующих по-новому взглянуть на окружающую реальность. Все события в мире могут теперь объясняться как проявление божественной воли. Даже естественнонаучные теории оцениваются с точки зрения их соответствия религиозным догматам.

Сотериология - учение о спасении

Еще одним важным принципом, характеризующим специфику религиозного мировоззрения, является сотериология. Это учение о спасении и обретении вечной жизни через веру в Бога.

Сотериология говорит, что земная жизнь человека является подготовкой к вечному существованию после смерти. Главная цель верующего в этой жизни - спасти свою душу для рая, обрести единение с Богом.

Для этого нужно следовать религиозной морали, совершать обряды, молиться и вести аскетический образ жизни. Сотериология придает особое значение страданиям как очищению души.

Таким образом, благодаря этому принципу вся жизнь человека обретает смысл поиска спасения и «высшей правды». Мирская суета и материальные блага отступают на второй план перед гораздо более важной целью - спасением бессмертной души для вечной жизни с Богом.

Эти идеи сближают многие религиозные традиции, но в каждой из них есть свои особые пути достижения спасения души.

Креационизм и представление о Боге-творце

Важнейшей отличительной чертой религиозного мировоззрения является креационизм - вера в Бога как Творца Вселенной и всего сущего. Креационизм утверждает, что мир не возник случайно и не развивается по своим внутренним законам. Он был создан по воле высшего разумного Существа.

Согласно креационистским воззрениям, Бог сотворил Вселенную из ничего, проявив при этом свою безграничную силу и могущество. Более того, Творец не только дал начало миру, но и постоянно поддерживает бытие космоса. Если бы Бог перестал бы творить на миг, тварный мир перестал бы существовать, вернувшись в хаотичное небытие.

Таким образом, Бог в религиозных учениях - это не просто высший небожитель в целом пантеоне сверхъестественных сил. Это уникальное Существо, без которого ничего бы не было в этом мире. Бог - первоисточник, Творец, созидатель реальности во всех ее проявлениях.

Идея Бога-Творца придает религиозному мировоззрению особое видение природы и общества. Все объекты и процессы начинают рассматриваться с точки зрения их божественного происхождения. Даже законы физики или биологическая эволюция могут интерпретироваться как отражение мыслей Творца.

Креационизм также дает объяснение цели человеческой истории. Раз Бог создал мир по Своему замыслу, значит, существует некий божественный план развития социума. Задача людей - постичь этот план и действовать в согласии с ним ради собственного спасения.

Провиденциализм и Божий промысел

Еще одной важной составляющей религиозного мировоззрения является провиденциализм - учение о Божественном промысле. Этот принцип утверждает, что ход истории и судьбы людей определяются высшей волей, а не случайностью или социальными закономерностями.

С точки зрения провиденциализма, у всего происходящего в мире есть глубокий смысл, заданный Творцом. Бог направляет общественное и научное развитие в русло исполнения своего таинственного замысла. Даже трагедии и войны в конечном итоге приводят к достижению высшей цели.

Чтобы постичь этот замысел и гармонично вписаться в божественный план, люди должны следовать религиозным заповедям и предписаниям. Тогда история приведет человечество к царству Божиему на Земле или после Страшного суда.

Так провиденциализм задает религиозному мировоззрению эсхатологическую направленность на великую цель и придает высший смысл всем испытаниям. Более того, он санкционирует сложившийся социальный порядок как отражение Божественной воли, что было удобно для господствующих классов в большинстве исторических эпох.

Эсхатология - учение о Страшном Суде

Важнейшей составляющей христианского (и не только) мировоззрения является эсхатология - учение о конце света и Страшном Суде, который вершит Иисус Христос при своем Втором пришествии.

Согласно этому принципу, история человечества движется к заранее предопределенному финалу. После Второго пришествия Христа наступит конец света, воскреснут все умершие и предстанут перед Божьим Судом за содеянное при жизни - за грехи или добродетели.

Праведники, творившие добро при жизни, попадут в райское Царство Небесное и обретут вечное блаженство. Грешники же будут осуждены на вечные муки в аду вместе с дьяволом и падшими ангелами.

Так эсхатология придает смысл всей человеческой истории как подготовке к встрече со Спасителем и Божьим судом. Жизнь каждого христианина обретает высшую цель - спасти свою душу для вечной жизни в Царстве Божием.

Трансформация религиозной картины мира

Наиболее серьезные изменения в религиозно-философской картине мира произошли в конце XIX - середине ХХ веков с утверждением в европейской культуре диалектической картины мировоззрения с ее идеями единства мира и его саморазвития. В частности, в русской религиозной философии подобные изменения наиболее ярко проявлялись в творчестве выдающихся мыслителей Н. Ф. Федорова и П. А. Флоренского.

  • Н.Ф. Федоров развивал концепцию «общего дела» - будущего воскрешения человечества.
  • П.А. Флоренский писал о единстве мира.

В протестантской идеологии появилась концепция диполярного Бога А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна. Мировой процесс представляется как опыт Бога.

В католической философии показательна концепция П. Тейяра де Шардена - эволюционно-космическое христианство. Мировой процесс рассматривается как эволюция Вселенной к точке Омега - высшему состоянию сознания.

Н.Ф. Федоров и идея воскрешения предков

Выдающийся русский мыслитель Н.Ф. Федоров (1828-1903) развивал оригинальную философию "общего дела" - проекта будущего воскрешения и обожествления предков силами их потомков. Федоров полагал, что человечество должно использовать свои знания и технологии для борьбы со смертью и восстановления жизни всех когда-либо живших людей.

Такое «общее дело», по Федорову, станет высшим проявлением нравственности и любви - дети в благодарность воскресили бы своих отцов. Это потребует объединения всего человечества и направления науки на служение воскрешению предков вместо создания средств взаимного истребления в войнах.

Концепция Федорова трансформирует традиционную христианскую эсхатологию. Достижение Царства Божьего отодвигается на отдаленное будущее, а на первый план выходит активная деятельность самого человечества по воскрешению и обожествлению предков. Тем самым религиозное мировоззрение получает активно-творческую, а не созерцательную направленность.

  • Идеал аскетического самосовершенствования и спасения собственной души заменяется идеалом коллективного действия ради общего блага.
  • Религия из средства утешения и оправдания страданий превращается в мощную движущую силу научно-технического прогресса, призванного преодолеть само зло страданий и смерти.

Таким образом, Федоров выдвинул масштабный проект коренного переустройства человечества на основе христианской этики всеобщего воскрешения. Это потребует преодоления эгоизма отдельных людей и целых народов ради общего дела. По Федорову, такая трансформация религиозно-нравственных оснований позволит человечеству разрешить глобальные проблемы и достичь подлинного бессмертия.

П.А. Флоренский о единстве мира

Выдающийся русский религиозный философ П.А. Флоренский (1882-1937) развивал идею целостности, единства мира. Он полагал, что реальность представляет собой единый, живой, разумный организм. Все части этого организма - от микромира до макрокосмоса - связаны глубинными взаимосвязями и являются проявлениями единой божественной жизни.

Флоренский писал о панпсихизме - всеобъемлемом духе, пронизывающем собою весь мир. Даже камни, растения и животные, с его точки зрения, обладают зачатками духовности, психики. Человек же представляет собой микрокосм, вбирающий в себя всю полноту мироздания. Поэтому познание человеком самого себя есть одновременно познание целокупности мира.

  • Такое панпсихическое видение действительности радикально трансформирует традиционную религиозную картину мира.
  • Бог перестает быть трансцендентной личностью, существующей где-то по ту сторону физического мира. Бог растворяется в имманентной жизни самой Вселенной, пронизывая все ее уровни и явления.

Такая панпсихическая онтология Флоренского предвосхищает современные научные представления о глубинных взаимосвязях между микро- и макромирами, о духовной природе человека. Она органично сочетает религиозно-интуитивное постижение целостности мира с рационально-научным подходом. Тем самым обеспечивается эволюция самой религиозной картины мира в направлении большей глубины и адекватности.

Флоренский также является предтечей современной глубинной экологии, рассматривающей биосферу Земли как единый, саморегулирующийся организм. Его идеи о целостности мироздания задают перспективу дальнейшей трансформации религиозного мировоззрения в русле устойчивого развития глобальной человеческой цивилизации в гармонии с окружающей средой.

Эволюционное христианство П. Тейяра де Шардена

Выдающийся католический мыслитель П. Тейяр де Шарден (1881-1955) создал концепцию эволюционного христианства. Он соединил религиозное учение о Боге-Творце с научными данными об эволюции Вселенной, жизни и разума.

Согласно Тейяру, весь космогенез представляет собой процесс самоорганизации и усложнения материи. Этот процесс устремлен к высшей точке Омега - состоянию сверхсознания и сверхединства. Точка Омега отождествляется Тейяром с христианским понятием Христа, Царства Божьего.

Так религиозная эсхатология обретает научное обоснование как закономерный итог эволюции Вселенной. Сам Бог из трансцендентного существа превращается в имманентную цель, внутренний ориентир развития мироздания к все более высоким формам духовности.

Концепция Тейяра органично сочетает достижения науки и религиозную веру, что открывает путь к их синтезу. Эволюционное христианство призвано преодолеть противостояние науки и религии, характерное для прежних этапов человеческой истории. Оно меняет представление о Боге, мире и человеке в направлении целостного понимания реальности.

Религиозное мировоззрение в современном мире

В современном глобальном мире религиозное мировоззрение продолжает играть важную роль для многих людей. Однако оно претерпевает серьезную трансформацию под влиянием ряда факторов.

  • Развитие научного знания радикально меняет традиционную религиозную картину мира, заставляя переосмысливать многие догматы.
  • Глобализация культурных контактов приводит к необходимости диалога между различными религиозными традициями, к взаимному сближению их мировоззренческих систем.

В этих условиях, согласно российскому религиоведу С.С. Хоружему, происходит формирование новой парадигмы религиозного синтеза. Ее характерные черты:

  1. Преодоление изоляционизма традиционных религий и переход к диалогу между ними на основе общих ценностей;
  2. Сближение мистического постижения Абсолюта с рационально-научным познанием реальности;
  3. Понимание динамичности и множественности путей приближения к Богу.

Такое религиозно-синтетическое мировоззрение, основанное на принципах открытости, диалога и плюрализма, отвечает духу современности. Оно создает новое видение реальности как саморазвивающегося целого, единства человечества и окружающего Космоса. Тем самым религиозная картина мира обретает новую жизненность и глубину.

Перспективы развития религиозных представлений

В современной глобальной культуре наблюдается усиление диалога между научной и религиозной картинами мира. Этот диалог во многом определяет перспективы дальнейшей трансформации религиозного мировоззрения.

С одной стороны, наука все больше проникает в области, традиционно считавшиеся прерогативой религии, такие как происхождение Вселенной и жизни, природа человеческого сознания, смысл бытия. Это ведет к переосмыслению многих религиозных догматов.

С другой стороны, сама наука приходит к пониманию границ сциентистской парадигмы в постижении тонких уровней реальности. Открытия квантовой физики, космологии, исследований сознания приближают нас к тому, что издавна составляло предмет религиозных размышлений - целостности и взаимосвязанности мира, его разумной основе, творческой природе сознания.

В этих условиях, по мнению ряда современных мыслителей, происходит смена научно-религиозной парадигмы: от противостояния к взаимодополнению и синтезу. Наука обогащается интуитивно-мистическими, целостно-духовными сторонами постижения бытия. Религия очищается от догматизма и проверяется на соответствие рационально-научным данным об устройстве мира.

  • Новая парадигма позволяет соединить веру и знание, духовный опыт и научный эксперимент в гармоничной картине реальности с множественностью ее аспектов и проявлений.
  • Она открывает путь к новому пониманию Бога не как антропоморфного творца Вселенной, а как имманентного творческого, сознательного Начала в самоэволюции Космоса.

Эта тенденция научно-религиозного синтеза вносит свой вклад в формирование нового планетарного мировоззрения, адекватного задачам современной глобализирующейся цивилизации.

Религиозное мировоззрение на протяжении тысячелетий играет важную роль в духовной, социальной и культурной жизни человечества. Его ключевая особенность заключается в вере в сверхъестественное начало, творчески порождающее и управляющее миром.

Однако по мере развития человеческого общества и научного познания религиозное мировоззрение претерпевало значительную трансформацию. Традиционная религиозная картина мира эволюционировала в направлении все более глубокого и целостного постижения реальности. Происходила адаптация религиозных представлений к научным достижениям.

  • Выдающиеся религиозные мыслители, такие как Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, разработали новые богословские концепции, интегрирующие духовный опыт человечества с пониманием эволюционного развития Вселенной.
  • В XX-XXI веках усилился процесс взаимовлияния и частичного синтеза научной и религиозной картин мироздания. Сформировалась тенденция к диалогу различных религиозных традиций на основе общечеловеческих моральных ценностей.

Таким образом, религиозное мировоззрение демонстрирует способность к глубокой эволюции, сохраняя свою специфическую духовно-ценностную и мирообъясняющую функции. Происходит его постепенная интеграция в формирующуюся целостную систему ориентации человечества, основанную на гармонии веры и знания, интуитивно-религиозного и рационально-научного постижения реальности.

Комментарии