Государственная инновационная политика требует перемен и решительных действий
Инновационное развитие России в последние годы значительно замедлилось. Доля инновационно активных предприятий снижается, отток кадров растет. Государственная политика в этой сфере нуждается в серьезных изменениях для придания нового импульса технологическому прогрессу.
Необходим пересмотр приоритетов, усиление роли фундаментальной науки, поддержка стартапов и развитие инновационной инфраструктуры.
Только комплекс мер позволит вывести инновационную систему страны на новый уровень конкурентоспособности.
Ослабление инновационной активности
В последние годы в России наблюдается ослабление инновационной активности. Согласно статистике, число организаций, осуществляющих технологические инновации, сократилось. Это связано с рядом факторов, включая недостаточное финансирование, устаревшую инфраструктуру, кадровый дефицит и низкий спрос на инновации со стороны бизнеса.
Для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности необходимо преодолеть это ослабление и вновь стимулировать инновационную политику государства. Это требует комплексного подхода, включающего увеличение бюджетных ассигнований на исследования и разработки, развитие материально-технической базы, подготовку квалифицированных кадров и создание условий для коммерциализации инноваций.
Важными направлениями являются также совершенствование нормативно-правовой базы, формирование инновационной инфраструктуры, развитие сотрудничества между наукой и бизнесом, а также поддержка региональных инновационных кластеров. Государственная поддержка должна быть адресной и основываться на принципах прозрачности, конкурентности и результативности.
Показатель | Значение |
Организации, осуществляющие технологические инновации, % | 10,5 |
Затраты на технологические инновации, % от ВВП | 1,1 |
Необходимость усиления фундаментальных исследований
Одним из ключевых направлений государственной инновационной политики должно стать усиление поддержки фундаментальных научных исследований. Прорывные технологии и инновации зачастую берут начало именно в фундаментальной науке, создающей базу для дальнейших прикладных разработок.
Однако в последние годы финансирование фундаментальных исследований в России, особенно в государственном секторе, было недостаточным. Как следствие, ослабевает научный потенциал, часть ученых покидает страну, молодежь не стремится связывать свою карьеру с наукой. Это угрожает технологическому суверенитету России в долгосрочной перспективе.
Для устранения этих негативных тенденций необходимо существенно увеличить расходы федерального бюджета на фундаментальные исследования, сделав их приоритетом бюджетной политики. Важно развивать научную инфраструктуру, повышать зарплаты ученых, поддерживать ведущие научные школы и новые перспективные направления.
- Увеличение бюджетного финансирования фундаментальной науки
- Модернизация научной инфраструктуры (оборудование, помещения и т.д.)
- Система грантовой поддержки ведущих ученых и молодых исследователей
- Развитие передовых направлений (искусственный интеллект, биотехнологии и др.)
- Международное сотрудничество и интеграция в мировое научное сообщество
Наряду с государственным финансированием важно создавать условия для привлечения частных инвестиций в фундаментальные исследования через государственно-частное партнерство и систему налоговых льгот. Развитая фундаментальная наука станет прочным фундаментом для технологического развития страны.
Стимулирование технологического предпринимательства
Государственная инновационная политика должна быть направлена на стимулирование технологического предпринимательства, которое является важным драйвером инноваций. Технологические стартапы способны быстро внедрять передовые разработки и создавать новые рынки.
В настоящее время многие стартапы сталкиваются с трудностями в получении финансирования на ранних стадиях, отсутствием необходимой инфраструктуры, бюрократическими барьерами. Это сдерживает их развитие.
Для изменения ситуации государство должно формировать благоприятный климат для технологического предпринимательства - совершенствовать законодательство, развивать венчурное финансирование, запускать акселерационные программы и др.
- Упрощение процедур регистрации и ведения бизнеса для инновационных компаний
- Введение налоговых каникул и льгот для технологических стартапов
- Создание сети бизнес-инкубаторов и акселераторов с участием государства
- Формирование благоприятного имиджа предпринимательства в обществе
Важным направлением является развитие системы государственных венчурных фондов и привлечение бизнес-ангелов для финансирования перспективных проектов на ранней стадии. Следует уделять внимание подготовке квалифицированных кадров для технологического предпринимательства.
В целом стимулирование технологического предпринимательства требует системных мер - от законодательных инициатив до формирования соответствующей инфраструктуры и образовательных программ. Это позволит РФ занять лидирующие позиции в сфере инноваций.
Развитие инновационной инфраструктуры
Государственная инновационная политика обязана предусматривать создание и развитие эффективной инновационной инфраструктуры как необходимой среды для реализации инновационной деятельности. Наличие комплексной инфраструктуры является одним из ключевых факторов формирования инновационной экономики.
Основными элементами инновационной инфраструктуры являются технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования научным оборудованием, центры трансфера технологий, консалтинговые организации и др. Их взаимосвязанное функционирование позволяет обеспечить всю цепочку превращения идеи в коммерческий продукт.
На данный момент в России сохраняется дефицит подобной качественной инфраструктуры, что сдерживает развитие инноваций. Многие объекты не отвечают современным требованиям, испытывают нехватку финансирования. Решение задачи комплексного развития инновационной инфраструктуры должно стать приоритетом на ближайшие годы.
В частности, необходимо создавать новые и модернизировать существующие технопарки и бизнес-инкубаторы согласно передовым мировым стандартам. Важно обеспечить их привлекательность для инновационных стартапов за счет доступной аренды, налоговых льгот, консультационной поддержки.
Требуется расширение сети центров коллективного пользования, которые предоставляют доступ к дорогостоящему научному оборудованию. Их мощности должны соответствовать современным технологическим вызовам и быть равномерно распределены по всей территории страны.
Особое внимание стоит уделить созданию и развитию центров трансфера технологий, которые обеспечивают связь между наукой и реальным сектором экономики, продвигая внедрение новых разработок в производство.
Вид инфраструктуры | Количество объектов |
---|---|
Технопарки | 152 |
Бизнес-инкубаторы | 349 |
Центры трансфера технологий | 83 |
Масштабное развитие инновационной инфраструктуры должно стать ключевой задачей государственной инновационной политики РФ, требующей координации ряда ведомств и выделения достаточных бюджетных ресурсов. Это создаст благоприятные условия для технологического предпринимательства и ускорит запуск инновационных проектов.
Повышение инвестиций в инновации
Одной из ключевых задач государственной инновационной политики является существенное увеличение объема инвестиций в инновационную деятельность. Недостаток финансовых ресурсов остается одним из главных барьеров на пути инновационного развития российской экономики.
В настоящее время затраты на исследования и разработки в России составляют лишь около 1% ВВП, что значительно ниже, чем в развитых странах. При этом большую часть инвестиций осуществляет государство, в то время как частный бизнес проявляет низкую активность.
Для изменения ситуации необходимо кардинально нарастить финансирование исследований и разработок за счет бюджетных средств, доведя его до уровня экономически развитых стран (2-3% ВВП). Это позволит обеспечить экономический рост и технологический суверенитет России.
Важной задачей также является привлечение в сферу инноваций частных инвестиций – как отечественных, так и зарубежных. Государство может использовать различные инструменты стимулирования, такие как налоговые льготы, субсидии, гранты, государственно-частное партнерство.
- Увеличение бюджетных расходов на НИОКР до 2-3% ВВП
- Создание венчурных фондов с государственным участием
- Налоговые льготы и вычеты для инновационных компаний
- Формирование системы грантов для перспективных разработок
Наряду с финансовыми мерами важное значение имеет также развитие институциональной среды, способствующей росту инновационных инвестиций. Необходимо совершенствование законодательства в этой сфере, развитие соответствующей инфраструктуры, снижение административных барьеров.
В целом повышение инвестиций в инновации требует системных мер со стороны государства, направленных как на прямое бюджетное финансирование, так и на стимулирование частных вложений. Только в этом случае удастся добиться технологического прорыва национальной экономики.
Совершенствование нормативно-правовой базы
Совершенствование нормативно-правовой базы является неотъемлемой частью государственной инновационной политики, обеспечивая создание благоприятных условий для развития инноваций.
На данный момент в российском законодательстве существует ряд пробелов и противоречий в части регулирования инновационной деятельности. Некоторые законы устарели и не отвечают современным реалиям. Это приводит к возникновению административных барьеров, сдерживает коммерциализацию разработок, не позволяет в полной мере реализовать потенциал государственных программ поддержки.
Государству необходимо сфокусироваться на формировании четкой правовой базы, направленной на стимулирование инноваций и снижение рисков для инновационного бизнеса. Важными направлениями совершенствования должны стать:
- Оптимизация порядка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности
- Усовершенствование законодательства о венчурных инвестициях
- Устранение противоречий в регулировании деятельности инновационной инфраструктуры
- Разработка законодательства о цифровой экономике и искусственном интеллекте
Требуется также гармонизация российского законодательства с международными стандартами в сфере защиты интеллектуальной собственности, использования цифровых технологий, регулирования высокотехнологичных рынков.
В процессе совершенствования нормативно-правовой базы государство должно учитывать мнение экспертного и бизнес-сообщества, обеспечивая прозрачность и предсказуемость правовой среды. Только комплексные преобразования позволят сформировать надежные правовые основы для инновационного развития экономики.
Улучшение подготовки инженерных кадров
Обеспечение квалифицированными инженерными и техническими кадрами является приоритетной задачей государственной инновационной политики. Развитие инноваций и передовых технологий невозможно без наличия высококвалифицированных специалистов.
В настоящее время в России наблюдается дефицит инженеров, особенно в перспективных высокотехнологичных областях. Уровень подготовки выпускников инженерных специальностей часто не соответствует требованиям современной промышленности и инновационных компаний.
Для решения этой проблемы необходимо комплексно модернизировать систему образования, ориентируя ее на опережающую подготовку кадров под конкретные запросы инновационной экономики. Важными направлениями являются:
- Актуализация образовательных стандартов и программ с учетом требований работодателей
- Усиление практической составляющей инженерного образования (проектная работа, стажировки)
- Модернизация материально-технической базы вузов и колледжей
- Повышение престижа инженерных профессий, мотивация талантливой молодежи
Значительная роль должна отводиться государственно-частному партнерству в подготовке кадров – взаимодействию вузов с высокотехнологичными компаниями, участию бизнеса в обновлении содержания образования, софинансировании практики студентов.
Наряду с традиционными формами обучения необходимо развивать систему непрерывного профессионального образования для переквалификации и повышения квалификации трудовых ресурсов в соответствии с задачами инновационной экономики.
Усиление международного сотрудничества
Государственная инновационная политика предполагает активизацию международной кооперации в сфере инноваций. Инновационная политика государства должна стимулировать совместные разработки с зарубежными партнерами, обмен технологиями, привлечение иностранных инвестиций в инновационные проекты.
Для этого необходимо:
- Заключение двусторонних и многосторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве
- Участие в международных инновационных программах и проектах
- Создание совместных предприятий и инновационных кластеров
Международное партнерство позволит получить доступ к передовым технологиям, привлечь дополнительное финансирование в инновационную сферу, расширить рынки сбыта инновационной продукции.
Формирование благоприятного инновационного климата
Государственная инновационная политика должна быть направлена на создание комфортных условий для инновационной деятельности в стране. Для этого необходим комплекс мер по формированию благоприятного инновационного климата:
- Упрощение административных процедур для инновационных компаний
- Налоговые льготы для организаций, осуществляющих НИОКР
- Льготное кредитование инновационных проектов
Кроме того, важно стимулировать спрос на инновации в экономике через:
- Госзакупки инновационной продукции
- Внедрение инноваций в госкомпаниях и госкорпорациях
Необходимо совершенствовать инфраструктуру поддержки инноваций:
- Создание технопарков, бизнес-инкубаторов
- Развитие венчурного финансирования через венчурные фонды
- Консультационная и образовательная поддержка
Также важно стимулировать трансферт технологий из научной сферы в бизнес для коммерциализации разработок.
Все эти меры будут способствовать активизации инновационных процессов в стране и притоку инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.
Поддержка региональных инновационных кластеров
Государственная инновационная политика должна стимулировать создание и развитие региональных инновационных кластеров. Кластеры представляют собой объединения предприятий, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодействующих в сфере инноваций на определенной территории.
Преимущества кластеров заключаются в следующем:
- Кооперация участников для совместной разработки и внедрения инноваций
- Синергетический эффект от объединения ресурсов и компетенций
- Ускоренное распространение знаний и технологий внутри кластера
Для стимулирования кластеризации государство может:
- Субсидировать создание и развитие кластеров
- Строить необходимую инфраструктуру (дороги, инженерные сети)
- Предоставлять налоговые льготы участникам кластера
Кластерный подход позволяет объединить усилия бизнеса, науки и государства для совместной разработки и внедрения передовых технологий, повышения конкурентоспособности экономики.
Цифровизация инновационных процессов
Государственная инновационная политика должна идти в ногу со временем, отражая современные тенденции развития технологий. Одной из таких ключевых тенденций является цифровизация. Государство призвано стимулировать цифровую трансформацию инновационных процессов посредством:
- Внедрения цифровых технологий на всех стадиях инновационного цикла: от формирования идеи до ее коммерциализации;
- Создания единой цифровой платформы для взаимодействия субъектов инновационной системы;
- Перевода инфраструктуры поддержки инноваций (технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.) в цифровой формат.
Цифровые технологии радикально меняют подходы к разработке и внедрению инноваций. Ключевую роль начинают играть:
- Большие данные и машинное обучение;
- Искусственный интеллект и робототехника;
- Интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность.
Цифровые инновации становятся основным источником технологического лидерства и повышения глобальной конкурентоспособности. Государственная политика должна учитывать эти вызовы и способствовать скорейшей цифровой трансформации инновационной сферы.
Развитие государственно-частного партнерства
Государственная инновационная политика нацелена на повышение активности как государственного, так и частного сектора в развитии инноваций. Одним из важнейших направлений является развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), представляющего собой институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно-значимых проектов на взаимовыгодных условиях.
ГЧП позволяет объединить преимущества государства (властные полномочия, бюджетное финансирование, стратегическое видение) и бизнеса (управленческая эффективность, инновационный потенциал, гибкость) для совместной реализации крупных инфраструктурных и производственных инновационных проектов.
Основные формы ГЧП в инновационной сфере:
- Создание совместных предприятий, НИИ, КБ для разработки и производства инновационной продукции
- Участие частных инвесторов в финансировании государственных научных фондов и программ
- Привлечение частных компаний к созданию объектов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов)
Для активизации ГЧП в инновационной сфере государство может использовать такие механизмы, как налоговые льготы, льготное кредитование, гарантии и субсидии. Кроме того, необходима разработка четких стандартов и процедур заключения соглашений о ГЧП.
Повышение спроса на инновации
Государственная инновационная политика призвана стимулировать не только предложение инноваций со стороны научно-исследовательского сектора, но и спрос на инновации со стороны бизнеса. Без внедрения инноваций в реальный сектор экономики невозможен технологический прогресс.
Для повышения спроса на инновации государство может использовать следующие инструменты:
- Госзакупки инновационной продукции;
- Внедрение инноваций в компаниях с госучастием;
- Стимулирование импортозамещения путем создания отечественных инновационных аналогов.
Кроме того, для российских предприятий могут использоваться следующие специальные меры поддержки внедрения инноваций:
- Льготное кредитование;
- Налоговые каникулы;
- Ускоренная амортизация оборудования.
Расширение спроса послужит мощным стимулом для коммерциализации научно-технических разработок и ускорит модернизацию реального сектора экономики на инновационной основе.
Стимулирование НИОКР в компаниях
Государственная инновационная политика нацелена на расширение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности непосредственно внутри компаний реального сектора экономики. Это ключевое направление активизации инновационных процессов.
Для стимулирования НИОКР бизнесом государство может предпринимать следующие меры:
- Налоговое стимулирование (вычеты на НИОКР из налогооблагаемой базы);
- Ускоренная амортизация оборудования для инновационных проектов;
- Гранты и субсидии на проведение НИОКР из госбюджета.
Кроме прямых мер стимулирования НИОКР, государство призвано создавать общие благоприятные условия для внутрифирменных инноваций путем совершенствования нормативно-правовой базы в области интеллектуальной собственности, защиты интересов инвесторов инновационных проектов, развития кадрового и информационного обеспечения инновационной деятельности.
Мониторинг эффективности мер поддержки
Для оценки результативности государственной инновационной политики необходимо наладить систему мониторинга ее эффективности. В рамках такого мониторинга целесообразно отслеживать динамику ключевых индикаторов инновационного развития – долю инновационно активных предприятий, объемы финансирования НИОКР из бюджета и частных компаний, количество поданных патентных заявок и полученных патентов, долю инновационной продукции в ВВП и т.д. По этим показателям нужно фиксировать прогресс или регресс, что позволит оперативно корректировать направления господдержки.
- инновационная политика государства проводить ежегодный мониторинг реализации госпрограмм, направленных на развитие инновационной сферы, чтобы отслеживать эффект от вложенных бюджетных средств;
- государственная инновационная политика оценивать деятельность институтов развития, созданных государством для стимулирования инновационных процессов в научно-технической сфере.
Для повышения результативности господдержки инновационного сектора экономики необходимо использовать программно-целевой метод. Это позволит концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях инновационного развития и достигать конкретных измеримых результатов по каждой госпрограмме.
Регулярная оценка эффективности мер государственной инновационной политики через систему мониторинга ключевых показателей развития инновационной сферы является обязательным условием для формирования доказательной политики.