Франко-склад поставщика: что это такое
Франко-склад поставщика - важное понятие в логистике и организации поставок. Оно определяет условия перехода права собственности на товар от продавца к покупателю и распределение расходов между ними.
Разберем подробнее, что такое франко-склад, какие бывают его разновидности и как это влияет на ценообразование.
Что такое франко-склад поставщика
Франко-склад поставщика - это один из наиболее распространенных терминов при заключении договоров поставки между компаниями. Он означает, что продавец обязуется доставить товар на свой склад и только после этого право собственности на товар переходит к покупателю вместе со всеми рисками. «Франко» указывает, что продавец несет расходы по доставке товара на свой склад, а дальнейшая транспортировка уже забота покупателя. Таким образом, франко-склад поставщика - это склад, на который доставляется товар согласно условиям поставки.
- Поставщик обязан доставить товар на собственный склад в сроки, указанные в договоре
- Все расходы до склада поставщика (транспортировка, погрузка-разгрузка, страхование) несет поставщик
- После поставки товара на склад право собственности и риски переходят к покупателю
Таким образом, при франко-складе поставщика его обязанности заканчиваются сразу после доставки товара на собственный склад. Это одно из самых выгодных для поставщика условий поставки, поскольку он минимизирует свои расходы. А вот покупатель берет на себя дополнительные затраты и риски по транспортировке от склада поставщика.
Основные виды франко-складов
Помимо франко-склада поставщика, существует несколько других разновидностей этого термина, которые также активно используются в договорах поставки. К ним относятся:
- Франко-вагон станция отправления. В этом случае поставщик обязуется доставить товар на железнодорожную станцию и загрузить его в вагон. Дальнейшая транспортировка до покупателя осуществляется за счет и силами покупателя.
- Франко-вагон станция назначения. Поставщик доставляет товар железнодорожным транспортом до станции, указанной покупателем. Погрузка-разгрузка осуществляется тоже за счет поставщика.
- Франко-аэропорт. Поставка товара в аэропорт назначения осуществляется поставщиком, дальнейшая транспортировка - покупателем.
- Франко-порт. Аналогично предыдущим пунктам, только доставка морским путем в порт, указанный в договоре.
Как видно из примеров, основная идея франко-склада сохраняется - поставщик несет расходы до определенной точки, обозначенной в договоре. Это может быть его склад, ж/д станция, аэропорт, порт и так далее. А дальше обязанности переходят к покупателю.
Влияние условий поставки на цену товара
Условия поставки, обозначаемые термином «франко», оказывают существенное влияние на цену товара. Чем больше обязанностей в части транспортировки и страхования берет на себя поставщик, тем выше будет цена на товар.
Например, если сравнить варианты «франко-склад поставщика» и «франко-склад покупателя», то во втором случае конечная цена для покупателя будет гораздо больше. Потому что поставщику придется нести расходы не только по производству и хранению товара, но и по его доставке на склад покупателя в другом городе или даже стране. А это дополнительные затраты на транспортировку, страхование, оформление необходимых документов.
Чаще всего поставщики стараются минимизировать свои издержки, поэтому популярны варианты «франко-завод» и «франко-склад поставщика». А вот покупатели, наоборот, предпочитают максимально снизить собственные риски и затраты, поэтому для них интересны условия вроде «франко-склад покупателя».
Поэтому при выборе конкретного варианта «франко» всегда нужно учитывать интересы обеих сторон и искать компромисс. Например, сбалансированным решением часто является «франко-терминал железной дороги» или «франко-аэропорт». Это позволяет разделить транспортные расходы и ответственность между участниками.
Правила ИНКОТЕРМС для международных поставок
При осуществлении международных поставок товаров используются унифицированные правила ИНКОТЕРМС. Это свод торговых терминов, которые регламентируют условия поставок между странами.
ИНКОТЕРМС определяет порядок распределения между участниками внешнеторговой сделки таких функций, как перевозка, страхование, уплата пошлин и налогов, получение лицензий и разрешительных документов, а также переход рисков от продавца к покупателю.
Для обозначения разных условий поставок в ИНКОТЕРМС используется аббревиатуры. Например:
- EXW (англ. Ex Works) - франко-завод (склад) поставщика. Означает минимум обязательств для поставщика, все остальное (транспортировка, страхование, оформление документов) берет на себя покупатель
- FOB (англ. Free on Board) - поставка до борта судна в порту отправления. Поставщик выполняет погрузочные работы и несет расходы до момента пересечения товаром борта судна
- CIF (англ. Cost, Insurance and Freight) - стоимость, страхование и фрахт. Поставщик оплачивает все расходы до порта назначения, включая фрахт и страховку
Таким образом, использование ИНКОТЕРМС позволяет «на одном языке» решать спорные вопросы и правильно распределять обязанности между участниками внешнеторговых отношений.