«Герой нашего времени»: «Тамань», краткое содержание

«Тамань» - первая новелла из «Дневника Печорина», написанная якобы самим главным героем произведения – Григорием Александровичем Печориным. Она играет довольно важную роль в сюжете и судьбе персонажа, с одной стороны, дополняя психологический портрет героя, раскрывая многие важные его качества и черты характера, а с другой – помогая сопоставить Печорина с «естественными» людьми, живущими вдали от оков цивилизации и светских условностей – «честными» контрабандистами.

Итак, «Тамань», краткое содержание. Само название обращает нас к небольшому географическому пункту, названному Печориным (повторимся, от его лица пишет Лермонтов большинство «кавказских» глав романа) скверным городишко, где его ограбили и даже едва не утопили.

Отправляясь по предписанию в Пятигорск, Печорин вынужден задержаться в Тамани, ожидая транспорт. Поиск квартиры приводит его на городскую окраину, где герой встречает странного мальчика: тот слепой, что явно видно по белесым глазам, а двигается по крутым извилистым тропинкам ловко и смело, будто всё отлично видит. Говорит слепой достаточно бестолково, мешая русские слова с малороссийским наречием, и вообще, производит не очень приятное впечатление. Вся новелла «Тамань», краткое содержание её, во многом напоминают детективное произведение. Мастер интриги, Лермонтов с самого начала заинтересовывает читателя и держит его в напряжении на протяжении всего повествования.

А приключения Печорина продолжаются дальше. Изба, где ему пришлось квартироваться, без иконы в красном углу, и, как пишет в дневнике сам герой, явно место «нечистое». Зато на крыше сарая он видит девушку в полосатом платье, которая напевает загадочную песенку. «Ундина» замечательно хороша собой, и потому Печорин пытается завязать с нею знакомство. А ещё герой подслушивает разговор слепого и девушки, скорее похожий на тайную беседу двоих сообщников.

Далее «Тамань», краткое содержание повести, становятся всё более интригующими. Печорин жаждет приключений, а тут сама судьба заботится, чтобы ему не было скучно. Герой выслеживает тайные тропы, по которым ночью мальчик и ундина пробираются на берег моря. Оказывается, они контрабандисты, и занимаются преступным промыслом. С одной стороны, любопытство Печорина удовлетворено, с другой, ему хочется до конца проникнуть в загадку. Он сам отважен не менее контрабандистов, авантюрная жилка есть и в характере героя. И потому он просто не может упустить шанс хоть несколько разнообразить своё скучное существование.

Конечно, лучше читать всю «Тамань» – краткое содержание не может предать сюжет полноценно. Однако, ясно, что новелла закончится не на мажорной ноте. Девушка-контрабандистка едва не утопила молодого офицера. Слепой мальчишка украл у него шкатулку с деньгами и шашку. Но и он нарушил покой этих людей, живущих по своим законам. В результате ундина и Янко покинули те места, оставив несчастного слепого нищенствовать и голодать, равно как и его бабку, одинокую древнюю старуху. Печорин слышал, с каким отчаянием говорил мальчик о своей судьбе, и как равнодушно и бессердечно отвечала ему красавица-ундина, бросив за услуги ему жалкие гроши. И на нас, на читателей этот эпизод производит тягостное впечатление. Да и Печорин уже не рад, что ввязался в эту авантюру. Это мы понимаем, читая даже краткое содержание – «Тамань» заканчивается печальным выводом героя о том, что ему выпало играть роль топора в руках судьбы, разрушая судьбы тех, с кем сталкивает его жизнь. И очень точно сравнение Печорина себя с одиноким бригом, бороздящим морские просторы, – бригом, который пущен на волю ветра и волн и бесцельно блуждает на горизонте.

Для Лермонтова вообще роман «Герой нашего времени», «Тамань», краткое содержание которой мы вспомнили, в частности, – произведение важное, занимающее центральное место в творчестве. В нём автор постарался нарисовать портрет своего поколения – людей 30-х-40-х годов 19-го века, умных, образованных, талантливых, но так и не востребованных ни своей страной, ни эпохой.

Не имея никаких жизненных целей, высоких устремлений и глубоких духовных помыслов, такие люди, как Печорин, зря на пустяки растрачивают свою жизнь и, в конце концов, становятся «лишними», «эгоистами поневоле», ненавистными самим себе.

Комментарии
ЧИТАТЬ НАРОДУ КЛАССИКУ НАДО..