Творительный падеж как грамматическая категория.
В русском языке многие слова изменяются по падежам. Что же это такое? Падеж – это переменный морфологический признак частей речи, связанный с изменением формы слова.
В русском языке шесть падежей, каждый из них имеет свое значение. Чтобы определить падеж, например, существительных, надо задать соответствующий вопрос. Один из падежей, пятый в этом ряду, называется творительным.
Уже название этого падежа говорит о его значении: предмет, средство или орудие, которым творят, что-то делают – например, рубить топором, рисовать кистью, залило дождем. Вопросы, на которые отвечают слова в данном падеже: "Кем? Чем?" В некотором случае можно задать обстоятельственные вопросы. Еще один отличительный от других признак имеет творительный падеж – окончания: -ой (-ей), -ом (-ем,) -ю (ед.ч.), -ами, -ями (мн.ч) у существительных, -ым (-им), -ой (-ей) (ед.ч.), -ыми (-ими) (мн.ч.) у прилагательных и порядковых числительных.
Творительный падеж имеет разные значения, например:
- указывает на время, в которое совершается действие или проявляется состояние: загорать днем, собрать урожай осенью;
- указывает на инструмент или средство, орудие, которым совершается действие: есть ложкой, копать лопатой;
- имеет значение способа и образа действия; показывает качественную, определяющую характеристику действия: бежать галопом, петь басом, стоять спиной, идти мелкими шагами;
- творительный падеж может иметь значение сравнения совершения действия с качеством предмета или образа: лить стеной, лететь молнией;
- указание на место, где совершается действие: плыть морем, идти лесом;
- творительный падеж может иметь значение, указывающее на признак предмета: бровки домиком, губки бантиком;
- значение частичной, ограниченной области какого-либо признака: доволен результатом, известен достижениями;
- указание признака, функции, должности: выбрали депутатом, признали средством;
- предикативный признак для пояснения именной части составного сказуемого: устроился грузчиком, стал программистом;
- значение, указывающее на отношение предмета к действию: убедить делом, удивить поступком;
- значение образа действия и его способа: петь басом, идти мелкими шагами;
- указание на возрастной период жизни: ребенком она много плакала;
- творительный падеж имеет значение, указывающее на того, кто производит действие: работа защищена аспирантом, камнем разбили окно;
- значение количества: считать пятерками.
значение | вопрос | пример |
время совершения действия | когда? | спать ночью сеять весной |
средство, орудие | чем? | убирать граблями, резать ножом |
способ и образ действия | чем? как? | скакать галопом, петь баритоном, стоять спиной |
сравнение с качеством | чем? как? | вертеться юлой, реветь белугой, выть волком |
место совершения действия | чем? | бежать полем, пробираться тропинками |
указание на признак предмета | чем? | хвост крючком |
ограничение признака | чем? | знаменит подвигом |
признак функции, должности | кем? чем? | назначили заместителем |
предикативный признак | кем? | устроился дворником |
отношение предмета к действию | чем? как? | расстроить оценкой, радовать подарком |
действие и способ его совершения | как? чем? | плавать брассом |
возрастной период жизни | кем? чем? | дорожить юностью |
значение количества | чем? | умножать десятками |
Числительные тоже изменяются по падежам, но склонение их зависит от того, к какой группе этой части речи они относятся: количественным, порядковым или дробным.
Творительный падеж числительных имеет разные варианты, в зависимости от их формы: четырьмя, пятью, но пятьюстами и пятистами. Есть два варианта склонения составных числительных: у количественных изменяются все слова, составляющие его, а у порядковых – только последнее: шестьюстами пятьюдесятью двумя или шестьсот пятьдесят вторым.