Риторика - это искусство и наука слова
Способность убедительно излагать свои мысли, переубеждать и склонять на свою сторону многочисленную аудиторию всегда считалась очень ценным качеством для человека. Успех во многих сферах деятельности зависит от умения общаться с людьми. У некоторых это умение заложено в их природе – их считают прирожденными ораторами. Другим приходится ему учиться, особенно если того требует занимаемая должность или личные цели.
Сам термин пришел в русский язык из греческого. Наиболее подходящими синонимами ему будут «красноречие» и «ораторское искусство». Еще в начале возникновения этой дисциплины начали четко проявляться два подхода относительно восприятия ораторского искусства. Сторонники первого направления полагали, что риторика – это мастерство убеждать. Они считали, что главное в красноречии – это содержание, идея. Ярким примером является риторика Аристотеля. В этом течении хорошей речью считалась та, которая приносит эффект, убеждает, завоевывает признание (сочувствие, симпатию, согласие) аудитории и побуждает к определенным действиям.
Современная неориторика стала гармоническим объединением «литературной» и «логической» школы. Результаты, полученные в «литературном» направлении, используются и по сей день. Более того, эстетические качества речи имеют для некоторых исследователей риторики приоритет. Тем не менее, для большинства логика все же доминирует.
Традиционно искусству красиво и убедительно говорить будущих юристов и бизнесменов обучают в ВУЗах. Однако если человек работает в другой сфере, ничто не мешает найти свободное время и заняться самообразованием. Деловая риторика, один из наиболее практичных подразделов этой интересной науки, наверняка пригодится в жизни каждому из нас, особенное в нынешнее столь сложное время.