Местное самоуправление России сформировалось как благодаря отечественному опыту, так и под влиянием международных стандартов. Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла Европейская хартия местного самоуправления. Указанный документ был принят в форме конвенции в 1985 году и спустя несколько месяцев был открыт для подписания. В последующие годы его положения были поддержаны большинством государств, которые входят в состав Совета Европы. Россией Европейская хартия была подписана в 1996 г. Таким образом, на данный момент местное самоуправление в нашей стране строится на правовой основе названого документа.
Данная Хартия обязывает каждого из участников соблюдать правовые нормы, которые гарантируют административную, финансовую и политическую независимость местных властей. Европейская хартия местного самоуправления, как и большинство подобных документов, начинается с преамбулы и состоит из 3-х частей.
Преамбула определяет цели Совета Европы и констатирует, что местное самоуправление – это неотъемлемая основа демократического строя. Как и
Европейская социальная хартия, этот документ подчеркивает важность гражданских прав. 1-вая часть объясняет суть демократической концепции местного самоуправления, определяет область его компетенции, способы правовой защиты,
источники финансирования и механизмы контроля его деятельности. В частности, согласно ей, сущность местного самоуправления - это способность и право населения управлять публичными делами в рамках закона. Первая часть Хартии также отмечает, что настоящее самоуправление невозможно без свободных выборов.
Во 2-рой части указывается объем обязательств, которые участники берут на себя. В 3-ей части Европейская хартия местного самоуправления содержит положения, в которых разъясняются особенности ратификации, подписания и вступления в силу названного документа.
Европейская хартия местного самоуправления стала первым многосторонним юридическим актом, определяющим и защищающим принципы местной автономии. В её основу положен
принцип субсидиарности. Согласно ему, вопросы, которые решаются на низовых уровнях управления, не должны передаваться наверх. Вмешательство центрального правительства необходимо лишь в исключительных случаях. В связи с этим большая часть государственных полномочий должна возлагаться на органы власти, находящиеся в непосредственной близости к гражданам. Несмотря на то, что правовые нормы Хартии в первую очередь имеют рекомендательный характер, их соблюдение необходимо для присоединения к данному соглашению любой страны. При этом описываемый
документ устанавливает и некоторые обязательства участников. Так, внутреннее законодательство страны должно признавать принцип местного самоуправления. Стоит также упомянуть, что государства, являющиеся действующими членами Совета Европы, должны направлять Генеральному секретарю указанного органа информацию о законодательных положениях, принятых для соответствия их Хартии.