Оплата электроэнергии – нужно разобраться
У многих потребителей оплата электроэнергии не вызывала вопросов. Ведь достаточно снять показания счетчика, вычесть из них данные за предыдущий месяц и умножить на стоимость тарифа за киловатт-час. Однако с введением в действие новых правил оказания коммунальных услуг россиянам пришлось столкнуться с появлением корректировок или перерасчетов в большую сторону.
Дело в том, что для поставщика электричества - сбытовой или сетевой компании, важно, чтобы оплатили всю энергию, которую она поставила. Обычно это фиксируется счетчиками самой компании, установленными на границе ответственности поставщика и потребителя. Однако оплата электроэнергии происходит не по этим данным, а по показаниям, снятым с индивидуальных приборов учета, установленных дома у граждан.
Кроме того, существует достаточно большое число потребителей, у которых нет таких приборов. И оплата электроэнергии без счетчика происходит по нормативам, которые подразумевают фиксированное потребление киловаттов в месяц. Но зачастую такие потребители имеют большое число мощных бытовых приборов: это не только электрочайники, стиральные машины и микроволновки, но и сплит-системы или кондиционеры, посудомоечные машины, электроплиты. И в этом случае появляется объем электроэнергии, который никем не оплачен.
Новые правила предоставления коммунальных услуг подразумевают защиту прав не только потребителей, но и поставщиков услуг. Поэтому они могут через определенный период времени производить перерасчет поставленных ресурсов, в данном случае – электроэнергии. И тогда разница между показаниями общего счетчика и суммы всех индивидуальных приборов учета делится между всеми потребителями и выставляется как оплата электроэнергии. Применяемую формулу не всегда можно назвать справедливой, но она утверждена правительством страны, и поэтому должна использоваться.
В платежках еще встречается такой раздел, как оплата электроэнергии МОП – мест общего пользования. Как правило, имеются в виду лестничные клетки, коридорчики у квартир, освещение придомовой территории. И за это приходится платить не по счетчику и не по нормативу на человека – а с квадратного метра той или иной квартирой. Эти платежи тоже зачастую воспринимаются как несправедливые, поскольку приходится оплачивать существенно больше киловатт, чем реально было потрачено жильцами.
Но новое постановление принесло и хорошие новости для потребителей. Теперь все поставщики электроэнергии должны создать интернет-сервисы по платежам. Оплата электроэнергии через интернет – очень удобно для занятых людей. Увы, далеко не все поставщики и не все банки предлагают такую услугу. Многие ограничились созданием на своем сайте сервиса по формированию квитанции в удаленном режиме, онлайн-записи на прием и т.п. Конечно, это лучше, чем вручную заполнять нужные бланки. Кстати, при использовании подобного сервиса клиент формируют квитанцию только по показаниям счетчика. Таким образом, платить регулярно корректировку ему не придется.