Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости: нетрадиционный образ самодержца
Памятник Петру 1 в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга - одна из главных достопримечательностей города. Этот монумент не похож на другие уже тем, что по сей день вызывает противоречивые оценки питерцев, туристов, искусствоведов.
В чем же особенность этого творения?
Автор памятника, знаменитый скульптор Михаил Шемякин, воплотил в произведении исключительность личности Петра, неоднозначность его характера и начинаний.
Непривычна уже сама композиция. Памятник Петру 1 - это изображение сидящего на высоком бронзовом стуле человека.
Поражают странные пропорции скульптуры. Небольшая голова, совсем не похожая на голову царя, которого мы привыкли видеть в художественном кино, сидит на огромном, крепком, впечатляющем своей массивностью теле. Диспропорция настолько заметна, что изображение заставляет туристов надолго останавливаться у скульптуры и разглядывать ее с напряженным вниманием.
Почему так нетрадиционен памятник Петру 1?
Дело в том, что М. Шемякин для изображения головы царя использовал знаменитую посмертную восковую маску, снятую с умершего царя батюшкой известного архитектора Растрелли. Маска эта точнейшим образом передает черты лица самодержца. На основе воскового изображения была выполнена восковая фигура Петра, которая сегодня хранится в Зимнем дворце.
Шемякин, создавая памятник Петра 1, скопировал и позу царя, и черты его лица, и форму головы. Этот скульптурный портрет головы сегодня точнее остальных передает истинные черты лица самодержца.
Однако, изображая тело, скульптор намеренно увеличил пропорции в полтора раза. Получилась гротескная, почти карикатурная фигура, подчеркивающая незаурядность и противоречивость личности правителя России. Именно таким образом М. Шемякин заставляет зрителей задуматься о том, насколько неоднозначной, часто противоречивой, а порой даже гротескной является история России.
Шемякинский памятник Петру 1- первое неофициальное изображение самодержца. Автор подчеркнул метафизичность образа, психологическую обнаженность личности, жизненность фигуры.
Пальцы Петра, вцепившиеся в подлокотник кресла, страшно напряжены. Они напоминают длинные когти. Так скульптор подчеркнул психологичность Петра, его готовность вцепиться во врага, победить голыми руками. Эти же напряженные пальцы свидетельствуют о тонкой нервной натуре, бешеном темпераменте, сильном характере царя.
Памятник Петру1 в крепости установлен недавно: в 1991. Сбоку постамента Шемякин высек надпись, свидетельствующую о почтении скульптора к основателю Петербурга. Позади памятника - развалины Нарышкина бастиона как еще одно свидетельство истории.
Памятник получил высокую оценку многих деятелей культуры, политиков. Его любят рассматривать иностранцы, а молодожены приезжают в крепость и возлагают цветы к ногам великого русского царя.
Однако есть и противники этого монумента. Некоторые питерцы уже не раз поднимали вопрос о перенесении памятника за черту города или в Зимний дворец. Но пока Петр остается на своем месте в Петропавловской крепости, внимательно взирая на туристов и напоминая им о неоднозначности российской истории.