Едва начавшись, 20 век уже испытал такую молодую науку как психология на прочность. Основные направления психологии, существовавшие на тот момент, были не в состоянии ответить на вопросы, которые возникли в контексте исторических и культурных условий нового времени. Именно в этот период наука и пережила первый в своей истории кризис, который был связан в первую очередь с недостаточностью ее теоретических принципов, развиваемых интроспективной школой, для объяснения реального положения дел в обществе.
Это привело к тому, что основные
направления психологии 20 века отличаются даже своим
предметом исследования, а разные школы занимаются изучением разных сторон практической действительности. В частности, Вундт, представитель структурализма, ставит перед собой цель, которая заключается в изучении непосредственного опыта и его структур, а функционалисты не уделяют этому внимания, сосредоточившись на анализе работы этих структур. Таким образом, упомянутые основные направления западной психологии различаются своим подходом к определению опыта человека: структуралисты определяют его как «цепочку элементов», а функционалисты – как «поток сознания», который можно изучать только во всей его совокупности. Со временем именно подход представителей функционализма оправдал себя на практике.
Также основные направления психологии 20 века включают рефлексологию, которую развивали в основном русские ученые, например, Павлов и Бехтерев. Их предметом изучения были органы чувств, а также испытываемые человеком ощущения. Павлов, в частности, ввел в употребление термин «условный рефлекс», а также объяснил его появление. Другие основные направления психологии, пожалуй, не были так тесно связаны с биологией и не имели для нее такого большого значения.
Бихевиористы во главе с Уотсоном своей основной задачей считали разобраться во всех загадках поведения живых существ. И если другие основные направления психологии страдали некоторым субъективизмом, то приверженцы этой концепции стремились объяснить все загадки в поведении живых существ объективными факторами, которые связаны с приспособлением к окружающей среде. В основном они использовали для своих экспериментов белых крыс, ведь сознание и психика для бихевиористов – это одно целое, поэтому различие между этими животными и человеком является несущественным. Основным достижением этой школы стало объяснение приобретения навыков путем проб и ошибок.
И, наконец, одной из концепций психологии, зародившейся в это время, является фрейдизм. Фрейд сосредоточил свое внимание на поступках, мотивы которых люди не могут объяснить. Так он пришел к идее о «бессознательном» и посвятил всю свою жизнь его изучению. Он считал, что причина неосознанных поступков может быть выявлена с помощью изучения сновидений, случайных оговорок и
непроизвольных движений. Фрейд считал, что все развитие личности можно свести к двум основным инстинктам: половому влечению и боязни смерти. Живя в обществе, мы подавляем эти силы, поэтому они вытесняются в сферу бессознательного, однако иногда все равно дают о себе знать.