Красная свадьба: традиции и символы празднования
Красная свадьба - уникальный советский обряд бракосочетания, зародившийся после революции как альтернатива традиционному венчанию. Давайте разберемся в его истории, символике и особенностях.
Предпосылки появления красной свадьбы
После прихода большевиков к власти в 1917 году был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», юридически узаконивший светские браки. Однако на практике люди по традиции продолжали венчаться в церквях. В 1920-х годах доля религиозных браков оставалась высокой:
В 1917–1921 гг. 90 % всех браков заключалось по религиозному канону.
Власти стремились заменить церковные обряды советскими аналогами. Однако простая регистрация брака в загсе без каких-либо атрибутов торжества не пользовалась популярностью. Люди хотели отмечать это радостное событие красиво и торжественно. В итоге возникла идея придания гражданским бракам бо́льшей праздничности и символичности, что и вылилось в появление феномена «красной свадьбы».
Возникновение и развитие ритуала красной свадьбы
Первые упоминания о проведении обрядов «красной свадьбы» относятся к 1923 году. Так, в октябре в Уфе состоялось подобное мероприятие в городском Доме Октябрьской Революции. В начале 1924 года прошла торжественная церемония бракосочетания двух комсомольцев на московской фабрике «Освобожденный труд».
Из центра в местные ячейки комсомола рассылались методические материалы о том, как правильно организовать и провести обряд «красной свадьбы». Рекомендовалось после короткой регистрации в загсе устраивать театрализованное представление с участием молодоженов. Зачитывался революционный «брачный договор», звучали песни, вручались символические подарки от общественных организаций.
Новый обряд довольно быстро распространился по городам, особенно среди рабочих. В деревне крестьяне относились к «красной свадьбе» настороженно, расценивая ее как покушение на традиции. Тем не менее комсомольцы пытались насадить светский ритуал и в сельской местности.
К середине 1920-х энтузиазм в продвижении «красных свадеб» несколько поутих. К концу десятилетия под давлением властей люди стали чаще регистрировать браки в загсах, но при этом многие продолжали тайно венчаться в церквях. Торжественная гражданская церемония сохраняла определенную популярность, но уже не навязывалась так агрессивно, как раньше.
Символика и атрибуты красной свадьбы
Название «красная свадьба», разумеется, было призвано подчеркнуть связь нового обряда бракосочетания с революционными символами и идеалами. Красный цвет традиционно ассоциировался у большевиков с пролетарским движением, мужеством и жертвенностью.
На церемониях обязательно присутствовала советская атрибутика: портреты вождей, плакаты, лозунги, красные знамена. Вместо икон молодожены могли становиться под вымпел с серпом и молотом или портретом Ленина.
В качестве подарков преподносились символические вещи, отражавшие новый советский быт: рабочая одежда, предметы домашнего обихода, агитационные брошюры и книжки о коммунизме и т.п.
Еще одной важной частью нового ритуала стал полный отказ от спиртного. Вместо застолья с вином и водкой молодожены с гостями пили чай и ели скромные угощения вроде пирогов.
Отношение общества к новому обряду
Как уже упоминалось, в городе "красные свадьбы" воспринимались спокойнее, чем в деревне. Рабочие, особенно молодежь, поддерживали нововведение. Хотя, конечно, были и те, кто с опаской относился к вытеснению традиций.
В сельской местности преобладало негативное отношение. Крестьяне расценивали отказ от венчания в церкви и замену его светским ритуалом как кощунство и разрушение устоев семьи. В 1925 году писатель Н.А. Брыкин описал в очерке "Собачья свадьба" протест деревенских жителей против брака без церковного обряда. Прихожане даже повесили на дверь дома новобрачных туши убитых собак, выражая тем самым свое возмущение.
Вопреки канонам прошлого, на девичнике, например, не должно было быть места слезам: «Оплакивать нечего, – заявлял автор брошюры, – можно только радоваться, что девушка нашла себе друга по сердцу...
Тем не менее под административным и идеологическим давлением постепенно все больше людей отказывались от венчания в пользу гражданской регистрации брака, пусть и без особого энтузиазма. Церковь же, естественно, резко выступала против "красных свадеб", защищая каноны и традиции.
Красная свадьба в литературе и искусстве
Новый советский обряд бракосочетания нашел отражение в произведениях литературы и искусства 1920-х годов. Так, в автобиографическом романе Н.А. Островского "Как закалялась сталь" есть описание "коммунистической свадьбы" двух комсомольцев.
Появлялись специальные "свадебные" песни, прославлявшие гражданский брак и новый советский быт. На политических плакатах также стали изображаться молодожены в рабочей одежде на фоне заводов и фабрик.
Так красная свадьба превратилась в своего рода символ наступления новой коммунистической эры, пришедшей на смену "буржуазному" прошлому.
Интересные факты о красных свадьбах
За короткий период существования данного феномена успело накопиться немало любопытных случаев и историй, связанных с "красными свадьбами".
- Одна из самых ранних зафиксированных церемоний состоялась в октябре 1923 года в Уфе.
- Дольше всего традиция сохранялась в Москве и Ленинграде, где подобные обряды фиксировались до начала 1930-х годов.
Были примеры и курьезов. Так, в 1924 году в Брянске на "красной свадьбе" вместо традиционных икон молодоженам подарили... гипсовый бюст Ленина. А на одном из московских заводов в 1926 году прошла церемония бракосочетания прямо в цеху возле работающего станка.
Закат феномена в 1930-х годах
К концу 1920-х годов популярность "красных свадеб" пошла на спад. Это было связано с рядом причин.
Во-первых, к 1929 году административное давление на верующих ослабло, и многие вновь стали тайно венчаться в церквях. Во-вторых, сам революционный пыл в обществе постепенно угасал. В-третьих, государство переключило акцент на продвижение новых советских праздников вроде 1 Мая или Дня Октябрьской революции, оттеснившим традиции свадебных торжеств.
При Сталине в 1930-х церковь вновь усилила свои позиции, а комсомол перестал уделять такое пристальное внимание вопросам быта молодежи. Так канул в Лету феномен "красных свадеб".
Возрождение традиций
Хотя сам термин "красная свадьба" канул в Лету в 1930-е годы, некоторые элементы этого обряда сохранились и перешли в современные светские свадьбы.
- Торжественная регистрация в загсе с музыкой, цветами и гостями.
- Праздничное оформление зала с лозунгами или флагами.
- Вручение символических подарков молодоженам.
Таким образом, несмотря на недолговечность, "красные свадьбы" оказали определенное влияние на эволюцию брачных традиций в нашей стране.
Актуальность темы
В последнее время тема гражданских обрядов вновь обретает актуальность в контексте секуляризации общества и отхода молодежи от религии. Все больше пар предпочитают просто официальную регистрацию отношений без венчания.
Поэтому феномен "красных свадеб" представляет определенный исторический и культурный интерес. Изучение этого уникального советского обычая помогает лучше понять эволюцию брачных традиций и взаимоотношений государства и церкви в нашей стране.