Специальная педагогика: понятие, методы, цели и задачи
Преодолев многие этапы развития, человечество живет в эпоху гуманизма, которая выражается в том числе в лояльном отношении к гражданам с ограниченными возможностями или с существующими физическими нарушениями. Чтобы эти граждане не чувствовали себя изолированно, а были полноценными, в современном обществе применяется множество усилий. Нормальному вливанию в общество людей с ограниченными возможностями еще с детства во многом способствует такая наука, как специальная педагогика. Что это за направление, каковы его основы, методы и задачи, рассмотрим в настоящей статье.
Понятие, основы и цель специальной педагогики
На протяжении нескольких десятилетий проблемы изучения, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом развитии рассматривались в рамках дефектологии. Дефектологические исследования по отклонениям в развитии психики проводились с клинических, педагогических и психологических позиций.
И только в девяностых годах двадцатого века началось развитие самостоятельных научных дисциплин: специальной психологии и специальной педагогики. Последняя стала рассматриваться как отдельная ветвь науки по воспитанию, взаимосвязанная, в первую очередь, с медициной и специальной психологией.
Формулируя понятие специальной педагогики, можно сказать, что это - наука, которая изучает причины, закономерности, сущность и тенденции процессов развития личности ребенка, который нуждается в специализированных методах обучения и воспитания из-за своих ограниченных возможностей здоровья.
Специальная педагогика - это часть общей педагогики, целью которой является разработка теоретических и практических аспектов особого (специального) воспитания, образования для социализации и самореализации лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии. Обычные воспитательные условия для них затруднительны или невозможны. В основах специальной педагогики лежит цель достижения максимальной самостоятельности лиц с ограниченными возможностями и их независимой жизни с высоким качеством социализации и наличием предпосылок для самореализации. Это очень важно дли современного общества.
Зачастую специальную педагогику называют также коррекционной. Однако сегодня этот термин не считается этичным. В понятие «коррекционная педагогика» заложено исправление человека или его качеств. Каждый человек индивидуален и самобытен, общество должно признать и учитывать те или иные его особенности, обязано предложить помощь такому человеку (медицинскую, социальную, психологическую), но не корректировать его.
Данная наука может быть разделена на школьную, дошкольную и даже педагогику для взрослых, где в образовательном и воспитательном процессах используется коррекционно-воспитательная работа, направленная на уменьшение или преодоление дефектов развития. Специальная педагогика присутствует на протяжении всей жизни людей с дефектами в развитии.
Задачи и принципы
Задачи специальной педагогики подразумевают адаптацию лиц, имеющих проблемы в развитии, в обычной социальной среде и делятся на теоретические и практические. К теоретическим задачам относятся:
- Разработка методологических и теоретических основ специального воспитания и обучения.
- Разработка принципов, методов обучения, содержания и воспитания детей с нарушениями в развитии.
- Изучение существующих методов педагоги и систем образования для лиц со специальными потребностями в образовании.
- Исследование, разработка и реализация этих методов предупреждения и исправления отклонений развития у детей.
К практическим задачам специальной педагогики относятся:
- Организация процесса в специальных образовательных учреждениях различного типа.
- Разработка специальных педагогических решений, форм и технологий.
- Разработка образовательных и развивающих коррекционных программ.
- Разработка программ для профориентации, способствующей социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с нарушениями в развитии.
- Обобщение и анализ передового специального педагогического опыта.
Принципами специальной педагогики являются в первую очередь коррекционная направленность воспитания и обучения, а также:
- Комплексный подход в работе по диагностике и в реализации потенциалов обучения, заложенных в детях.
- Принцип наиболее ранней психолого-медико-педагогической коррекции нарушений.
- Принцип дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с отклонениями развития.
- Принцип непрерывности обучения детей в дошкольном, школьном и профессиональном периоде.
Объект, субъект, методы и отрасли
Субъектом данной науки является лицо (ребенок), имеющее нарушения или отклонения в развитии и нуждающееся в специальных условиях воспитания и образования. Объектом специальной педагогики является непосредственный образовательный процесс, удовлетворяющий потребности в коррекционном воспитании и образовании такой личности (ребенка). Что используют для достижения этих целей?
Методами педагогики в специальном воспитании и образовании являются беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент, тестирование. Также изучается психолого-педагогическая документация, результат или продукт деятельности ребенка и другое.
Современная специальная педагогика - это многоотраслевая наука. Она постоянно развивается. В область специальной педагогики включаются такие подвиды, как сурдо-, тифло-, олигофрено- тифлосурдопедагогика, логопедия. А также педагогика, применяемая к лицам с нарушениями опорно-двигательной системы или с эмоционально-волевыми нарушениями, патопсихология, специальная психология (состоит из разделов по видам нарушений).
Все перечисленные отрасли специальной педагогики являются вполне самостоятельными и развитыми в отдельности. Они представляют собой дифференцированные по возрастам сферы практического и научного знания.
На протяжении двадцатого века сложилась большая практика специального обучения детей с нарушениями в развитии школьного возраста, вследствие чего самым разработанным является школьный период. Дошкольная педагогика менее исследована, так как вопросы обучения в рамках дошкольного периода (особенно в возрасте от рождения до трех лет) активно начали изучаться только в последние годы. Также мало изучены проблемы специального образования и психологическо-социальной поддержки молодежи с ограниченным здоровьем и взрослых с ограничениями в трудоспособности.
Сурдопедагогика и тифлопедагогика
Сурдопедагогика – этот раздел специальной педагогики, который аккумулирует систему научных методов и знаний об обучении и образовании лиц с полным или частичным нарушением слуха. Эта отрасль включает теорию воспитания и обучения детей с дефектами слуха дошкольного и школьного возраста, историю развития сурдопедагогики, частную методику и сурдотехнику.
Сурдотехникой могут называться технические средства для коррекции или компенсации возможностей слуха, а также отрасль приборостроения, разрабатывающая эти технические средства. Сурдотехника помогает повысить эффективность обучения и воспитания детей с дефектами слуха, расширяет круг профессиональной деятельности для взрослых, страдающих недостатками слуха, облегчает и упрощает их жизнь, быт и общение.
Тифлопедагогика – наука, разрабатывающая методы обучения и воспитания лиц с частичным или полным нарушением зрения. В образовательных учреждениях для слабовидящих и слепых процесс их обучения достигается современными средствами рельефного письма, пособиями, которые воспринимаются осязательно, а также оптимально используется остаточное зрение учащихся (крупный шрифт учебников и выделенные основные части иллюстрации, специальная разлиновка тетрадей и другие методы, предусматривающие сохранение остаточного или слабого зрения). Качество образования в таких школах в большой степени зависит от тифлографики и тифлотехники.
Тифлотехника – отрасль в приборостроении, которая занимается производством и конструированием тифлоприборов для лиц с полным или частичным отсутствием зрения с целью компенсации или коррекции нарушений зрения, а также для восстановления или развития зрительных способностей. Разработка тифлоприборов осуществляется на базе знаний офтальмологии, физиологии, тифлопедагогики, оптики и других наук. Тифлотехника разделяется на учебную, бытовую и производственную.
Тифлосурдопедагогика и олигофренопедагогика
Тифлосурдопедагогика – раздел специальной педагогики об обучении слепоглухих детей и взрослых. Процессы образования и воспитания таких детей основываются на сочетании всех средств наук сурдо- и тифлопедагогики. Обучение опирается на сенсорные возможности слепоглухих людей.
Олигофренопедагогика – раздел специальной педагогики, разрабатывающий вопросы и проблемы обучения, воспитания и методов коррекции психофизического развития умственно отсталых детей и решающий вопросы их трудовой подготовки. Олигофренопедагогика как наука разрабатывает проблемы диагностики умственной слабости и отсталости, всячески совершенствует обучение и принципы организации образовательного процесса. Одним из главных направлений исследований этой науки является комплексное изучение умственно слабых и отсталых детей, определение оптимальных педагогических методов коррекции недостатков познавательной способности для нормальной его социальной интеграции и трудовой адаптации.
Олигофренопедагогика основывается на нейрофизиологических, воспитательных и психологических исследованиях. Делается это для крайне важного выявления умственных недостатков ребенка на ранних стадиях с возможностью применения методов дошкольной педагогики. Процесс обучения для таких детей заключается в занятиях по родной речи, примитивному счету, приобретении навыков общения и самообслуживания.
Логопедия
Логопедия (с греческого языка logos – "слово") - наука о нарушениях в речи, способах их обнаружения, устранения и предупреждения посредством специального обучения и воспитания. Механизмы, причины, симптоматику, структуру нарушения речевых способностей и коррекционное воздействие – все это изучает логопедия. Природа недостатков речи, их проявление и степень выраженности могут быть различными, так же как и влияние речевых нарушений на состояние психики и развитие ребенка. Зачастую такие нарушения негативно влияют на общение с окружающими, а также могут препятствовать развитию познавательного потенциала ребенка, у которого могут появляться замкнутость и неуверенность в себе.
Помимо отклонений в речи, во время логопедических занятий определяется уровень лексического развития, грамотность в письменной речи, правильность звукового состава слова и так далее. Установлено, что овладение грамотной письменной речью напрямую зависит от наличия нарушений в произношении. Также уделяется особое внимание связи психики ребенка с его речевой деятельностью, где задачей логопедии является исправление речевых дефектов, негативно влияющих на успеваемость, поведение и психику ребенка. Результаты логопедических исследований очень важны для психологии, общей и специальной педагогики. Например, достижения логопедических занятий широко применяются в преподавании иностранных языков.
Опорно-двигательные нарушения и нарушения психоэмоциональной сферы
В последнее время все чаще возникает проблема медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с врожденными или приобретенными повреждениями опорно-двигательного аппарата. Согласно статистике, детей с такими нарушениями насчитывается около 5-7 %, среди которых около девяноста процентов составляют лица с заболеванием ДЦП. У части детей не наблюдается отклонения умственного характера, они не требуют особых условий воспитания и обучения. Но все дети, имеющие нарушения опорно-двигательной системы, нуждаются в специальных условиях жизни.
Цель воспитания и образования лиц с нарушениями опорно-двигательной системы – это всесторонняя помощь медицинского, психологического, педагогического и социального направления для обеспечения максимальной адаптации и социализации, общего и профессионального обучения. Огромное значение в этой помощи имеют комплексный подход и согласованность действий специалистов различных профилей, способствующие позитивному мировосприятию.
Немного другую направленность имеет обучение и воспитание лиц с отклонениями эмоционально-волевой сферы. Зачастую здесь внимание уделяется не физиологическому здоровью ребенка, а его поведению и психоэмоциональной жизни. Расстройства сферы психики и эмоций могут быть разной степени и разной направленности. Целью воспитательных и образовательных методов в работе с такими детьми является выявление, а также частичное или полное преодоление эмоционально-психологических проблем.
Специальная психология и патопсихология
Как известно, психология изучает тонкую человеческую душевную организацию, психические явления, процессы и состояния. По принципу развития в психологии существует общее разделение на нормальное психическое развитие и аномальное.
Специальная психология – раздел психологии и специальной педагогики, изучающий людей с характерными отклонениями от психической нормы. Отклонения могут быть врожденными или приобретенными. На основе этих изучений определяются пути компенсации дефектов психического характера, система обучения и воспитания лиц, имеющих такие аномалии. Специальная психология разделяется на психологию слабовидящих или слепых - тифлопсихологию, слабослышащих – сурдопсихологию, слабоумных – олигофренопсихологию, и других категорий лиц с отклонениями в речи и в психическом развитии.
Патопсихология изучает нарушения развития психической жизнедеятельности ребенка. Патопсихология, в особенности детская, – наука, которая относится к пограничным областям исследования. С одной стороны, этот раздел, связанный с медицинской психиатрией и психологией; с другой – основывается на знаниях психологии общей, педагогической и психологии личности. Обучаемость ребенка исследуется после анализа его способностей в логопедии и дефектологии.
Для правильных толкований результатов патопсихологического обследования ребенка их сравнивают с показателями возрастных норм здоровых детей. Роль взрослых, организующих воспитание и обучение ребенка, часто становится определяющей в его дальнейшей жизни: от качества педагогического обучения напрямую зависят возможность компенсирования дефекта или его углубление.
Начальные этапы становления специальной педагогики в Европе и России
Система специального образования для любого государства является отражением культуры и ценностных ориентаций общества. И каждый этап исторического развития человечества определяет период развития специальной педагогики и отношение общества и государства к людям с отклонениями в развитии. Человечество прошло пять отрезков в пути общественного отношения к людям с отклонениями.
Первый большой временной отрезок (с восьмого века до нашей эры до двенадцатого века нашей эры) приводит отношение общества западноевропейских стран от агрессии и полного неприятия к осознанию необходимости опеки и призрения калек и инвалидов. На Руси этот этап связан с христианизацией и появлением монастырских обителей для инвалидов в течение 9-11 веков.
Второй период постепенно приводит человечество к осознанию возможности обучения слепых и глухих детей, появляются первые специальные учебные заведения после опыта индивидуального обучения. На Западе этот период охватывает с 12 по 18 век, а в России данный этап наступил позже, но прошел быстрее – с 17 по 18 век.
Развитие науки в Европе и России в двадцатом веке
Третий этап характеризуется признанием прав детей с отклонениями на образование. На Западе этот этап охватывает период с восемнадцатого до начала двадцатого века и демонстрирует кардинально изменившееся отношение к обучению аномально развивающихся детей на фоне обязательного начального образования. В России после революций и формирования социалистического устройства система коррекционной педагогики стала частью образовательной государственной системы. Создаются школы-интернаты, где детей с отклонениями фактически изолируют от общества.
На четвертом этапе происходит развитие дифференцированной системы специальной педагогики, однако мешает этому процессу Вторая мировая война, после ужасов которой наивысшей ценностью признаны Права человека. В Европе в 50-70-х годах двадцатого века происходят процессы совершенствования законодательной базы специального обучения и дифференциация его типов. В России к девяностым годам этот период считается незавершенным, так как специальные образовательные заведения были закрытыми от общества, и всеми вопросами занималось лишь государство, не разрабатывая новых законов о защите людей с отклонениями.
Пятый этап предоставляет равные права и равные возможности. В европейских странах с семидесятых годов и по сей день происходит интеграция в социум людей с ограниченным здоровьем. В это время принимаются основополагающие декларации ООН о правах инвалидов и умственно отсталых, начинается широкомасштабная интеграция (с которой не все европейцы согласны) людей с различными ограничениями здоровья в общество.
Сложность перехода в нашей стране к пятому периоду обуславливается необходимостью разработки собственной российской модели, которая бы не отрицала полностью наличие школ-интернатов, но постепенно осваивала бы пути интеграции и взаимодействия структур специального и общего образования.
Итак, выше мы подробно рассмотрели многие аспекты коррекционной педагогики, понятие, объект, субъект такого обучения, принципы и методы. Также внимание было уделено становлению этой отрасли в России и в странах Европы. Образовательная система продолжает развиваться, так что в ближайшее время можно ожидать не только за рубежом, но и у нас на родине улучшения методов и техники преподавания для детей с особенностями развития.