Монополия - это противоположность конкурентного рынка
Монополия – это прямая противоположность конкурентного рынка. Она характеризуется наличием лишь одного продавца и производителя, который занимает все пространство на рынке определенного товара или услуги. Обратное явление – это монопсония, где властью обладает один лишь покупатель на рынке определенного товара или услуги.
Совершенная монополия – это такие условия на рынке, при которых производимый монополистом продукт уникализирован и не имеет товаров-заменителей, попасть на рынок невозможно по ряду обстоятельств, в результате чего производитель удерживает всю власть в своих руках. Кроме того, монополист может значительно влиять на установление цен, но в данном случае его власть все же ограничена.
Получение прибылей на таком рынке очень высоко. Вот почему в отрасль привлекается все больше и больше аутсайдеров, но как же монополисты борются с такой бешеной конкуренцией? Как им удается сдерживать этот натиск и продолжать господствовать? Для этого следует рассмотреть виды монополий:
1. Естественная. Возникает в основном в отраслях, обеспечивающих общество жизненно необходимыми ресурсами, такими, как электроэнергия, вода, газ, транспортные перевозки (например, городской транспорт) и т.д.
В таком случае снабдить рынок нужными ресурсами получается дешевле, поэтому и производство становится более эффективным.
Существует реестр естественных монополий, в котором собрана единая информация о задействованных хозяйствующих субъектах.
2. Монополия в условиях контроля организации над редкими природными ресурсами или знаниями. Если фирма обладает особыми ресурсами (нефтью, например) или знаниями (патенты), то она может господствовать на рынке за счет того, что она – единственный их обладатель.
3. Государственная монополия – это ситуация на рынке, которая обусловлена естественной монополией (например, железнодорожные перевозки). Также это обстоятельство, получившееся за счет того, что в какую-либо отрасль приток других организаций негосударственного типа запрещен (например, в сфере экспорта, импорта).
4. Двусторонняя монополия – это ситуация на рынке, когда покупатель-монопсонист противостоит производителю-монополисту (например, когда монополист предоставляет услугу государству – единственному покупателю данного вида услуг).
Существует такое понятие, как монополистическая конкуренция. Она представляет собой вид рыночной структуры, при котором весомое количество продавцов или производителей поставляют на рынок похожую, но не совсем одинаковую продукцию, которая отличается качеством, дизайном или какими-либо другими признаками. Товары, которые производятся в условиях монополистической конкуренции, составляют одну отрасль и один рынок (например, зубные пасты, спортивная одежда, безалкогольная продукция).
Таким образом, монополия – это состояние, при котором власть принадлежит одному продавцу или производителю. Но при наличии множества покупателей, такая ситуация на рынке плачевна. Зачастую монополист сокращает выпуск продукции и повышает цены на товар.