Плетение вологодского кружева: история и фото

Плетение кружева – особенный вид народного ремесла. Воздушные и затейливые узоры вологодские мастерицы создавали при помощи коклюшек. Приспособление для вязания представляло собой обычные деревянные палочки. Отличительными особенностями готовых изделий являются богатство орнаментов, разнообразие рисунков, чистота линий и соблюдение геометрических пропорций.

Первое знакомство

Вологодское кружево славится особенным, самобытным исполнением. В ходе создания своих работ русские мастерицы вдохновлялись узорами резьбы по дереву, которыми зодчие щедро украшали фасады зданий. На выбор рисунков влияли и традиционные для северных регионов России орнаменты, используемые в ткачестве.

Особенная стать

Рукодельницы нашли применение и старинным мотивам вышивки. Яркий тому пример -невесомые и полупрозрачные узоры всевозможных «снежинок» и «паучков». Вологодское кружево тесно перекликается с «вологодским стеклом». Этот промысел существовал только на территории уезда. Работы местных мастериц отличает масса характерных черт:

  • плавные и изогнутые линии;
  • четкий и ритмичный орнамент;
  • наличие геометрических форм;
  • обилие растительных мотивов.

В работах рукодельниц преобладают природные образы. Они повторяют изгибы ветвей, очертания лепестков и листьев. Воссоздают контуры подков и раскрытых вееров. Все вместе они образуют уникальный калейдоскоп знаменитого вологодского кружева. Оно щедро украшено вытянутыми трилистниками и остроконечными соцветиями, округлыми бутонами и россыпью утренней росы.

В изделиях северных мастериц четко прослеживается общая тенденция плетения. Все мотивы располагаются в виде широкой каймы, опоясывающей сердцевину работы. Рисунки сливаются и образуют витиеватые орнаменты. Между ними и центром протянулась невесомая паутинка, образующая ажурный фон. Внимательно посмотрев на вологодское кружево, можно заметить, что все узоры выполнены в зеркальном отражении.

Они симметричные и ровные. Этот прием широко использовали русские мастерицы. Он обеспечивал изделиям особую четкость, статику и строгость. Так называемые решетки, вариантов которых известно несколько десятков, заменяли собой фон. Они выгодно подчеркивали композицию изделия, задумку рукодельницы. Об узорах вологодского кружева слагают песни и стихи. Они служат обязательным атрибутом оформления туристических буклетов о северных регионах России. Именно кружево до сих пор олицетворяет русское самобытное искусство плетения.

Исторический экскурс

Издревле кружевом оторачивали края праздничной и повседневной одежды. Им декорировали постельные принадлежности и столовый текстиль. Создавали эти необычайно легкие и воздушные изделия представительницы абсолютно всех российских сословий. Сколки вологодского кружева передавались из поколения в поколение. Для царского двора плели орнаменты из золотых и серебряных нитей.

Крестьяне использовали льняные волокна. Позже перешли на хлопчатобумажные нити. Историки говорят, что искусство создания кружева в Вологодской области оформилось в конце XVII века.

Производство

Почти двести лет изделия вязали в домашних условиях. А в начале XIX столетия в нескольких километрах от современного города была построена специализированная фабрика. На ней каждый сколок вологодского кружева плели крепостные женщины. В начале XX века в Вологде окончательно сформировалось ремесло создания ажурного декора. Отличились рукодельницы Грязовецкого и Кадниковского районов. У каждой из них был собственный, неповторимый стиль. Они использовали оригинальные орнаменты, которые отличить может только истинный знаток этого искусства.

В конце XIX века на территории Вологодской губернии кружевоплетением занималось порядка 4000 женщин. В начале XX столетия в это ремесло было вовлечено уже 40 000 девушек. Мода на декор из ажурных орнаментов распространилась на столичные города России, а затем появилась и в странах Западной Европы.

Прошлое и настоящее

Первые работы отличались обилием стилизованных природных мотивов в виде птиц и растений. Со временем традиции плетения вологодского кружева постепенно менялись. Сегодня местные мастерицы все чаще используют геометрические контуры, необычные цветочные формы и монументальные элементы. На протяжении всего столетия рукодельницы регулярно удостаивались международных наград и премий. Они заслужили признание в Париже и Брюсселе.

Вологодское кружево: узоры

Ажурного плетения нитей сегодня применяется не только для украшения белья и одежды. Его используют в производстве новогодних украшений, предметов домашнего обихода. Из него создают самостоятельные элементы гардероба. Огромной популярностью у модниц пользуются белоснежные воротнички и манжеты, накидки, платки, фартуки и болеро.

Самыми востребованными у нынешних модниц узорами считаются «косорядка», «черепашка», «фарфорики», «паучок». А также «ключики», «рыбка», «репеек», «круги», «мельница» и «корабли». Известны мотивы «дорожка», «оплет», «полотнянка» и «протекай речка». Оригинально смотрятся «ветки-проводы», «бровки-пытки» и «денежки».

Современные рукодельницы пробуют повторить мотивы вологодского кружева крючком для вязания. Изделия получаются воздушными и ажурными, но все равно немного другими. Они являются имитацией, поэтому уступают оригиналу.

Технология

Высокая стоимость плетеных, а не вязаных изделий объясняется большим количеством используемых нитей. В некоторых моделях оно достигает шестидесяти. Уследить за таким количеством коклюшек очень и очень трудно. На помощь современным рукодельницам пришли перфокарты.

Это трафареты, которые облегчают создание сложных узоров. Приспособление представляет собой лист, в котором проделано огромное количество отверстий. Перфокарта помогает рукодельницам не запутаться в нитях.

В XX столетии узоры для мерного кружева черпали из работ талантливых живописцев. Вот лишь самые известные имена:

  • А. А. Кораблева.
  • М. А. Гусева.
  • В. В. Сибирцева.
  • В. Д. Веселова.
  • В. Н. Пантелеева.
  • М. Н. Груничева.
  • Э. Я. Хумала.
  • В. Н. Ельфина.
  • К. В. Исакова.

В настоящий момент художниц, создающие орнаменты для вязальщиц, насчитываются единицы. Эта профессия почти полностью забыта и подвержена забвению. А ведь без нее нельзя создать ничего нового. Разработанные ранее сколки передаются из рук в руки. Они являются прототипом будущего изделия.

На фото вологодского кружева видно, насколько это кропотливая и сложная работа. Один неправильный ход коклюшек приводит к потере целостности рисунка, изменению общего впечатления от изделия.

Советский период

В эпоху СССР на территории области существовало сразу несколько профильных предприятий. Все они занимались выпуском плетеного на коклюшках кружева. Лидером в этой сфере по праву считался комбинат «Снежинка». На нем трудилось более одной тысячи рукодельниц. Основной цех располагался в центре Вологды, на улице Урицкого. В нем работало всего несколько сотен женщин.

Все остальные плели свои изделия дома, находясь в удаленных деревнях и селах региона. Главной тематикой продукции «Снежинки» считалась сказка. Ее мотивы прослеживались в оформлении салфеток и воротничков, платков и манжет. Визитной карточкой производства стала ажурная скатерть «Аленький цветочек». Она удостоилась ряда ценных наград и повсеместного признания.

Форма центрального мотива напоминала неведомый букет. В его центре сплелись мелкие цветы и листочки. Вместе они образовали единое полотно рисунка. Полупрозрачный фон, окружающий изображение, акцентирует внимание на сердцевине композиции. Создание этого воздушного шедевра принадлежит В. Д. Веселовой. На предприятии «Снежинка» она работала ведущей мастерицей, а заодно создавала орнаменты и трафареты для рукодельниц. Позже ее дело продолжила дочь Н. В. Веселова. Руководила деятельностью комбината художница Г. Н. Мамровская.

Самобытные традиции

В. Н. Ельфина – еще одна выдающаяся мастерица объединения. Она является поклонницей использования крупных и объемных форм, которые сочетаются с тончайшей паутинкой фона. Самой известной работой Ельфиной стало панно «Поющее дерево». Эту работу рукодельница представила на суд кружевниц в 1978 году.

Создавая это полотно, мастерица вдохновлялась весенним пробуждением природы. Она вложила в него образы поющих птиц и распускающихся цветов, набухших почек и первой листвы. Узор «Поющего дерева» получился очень плотный, замысловатый. А вот окружающий его фон вышел изумительно воздушным и невесомым.

В работе были использованы толстые суровые нити и белоснежные хлопковые волокна. Их сочетание придает панно необычный серебристый оттенок. На свету он выглядит совсем светлым, в сумраке становится более контрастным и фактурным.

Комментарии