Исторический процесс и его субъекты
История - это наше прошлое. Она рассказывает обо всех событиях и фактах, сопровождавших наших предков. Это наука, занимающаяся изучением минувших событий, причин, по которым они произошли, и выяснением правды. Основные данные и результаты получают из сохраненных документов, повествующих о конкретных происшествиях.
Само слово "процесс" - это последовательная смена состояний в ходе развития какого-либо явления.
Основой исторического процесса, конечно, являются события. Именно в них воплощается любая деятельность людей и человечества в целом. Также здесь отмечены политические, экономические, социальные, культурные связи и отношения между индивидами.
Субъекты исторического процесса - это личности или организации людей, которые непосредственно принимают участие в определенных событиях. Такими организациями могут быть социальные общности, которые проживают на одной территории и имеют один менталитет, культуру и традиции. Результатом их деятельности будет создание общих для каждого в отдельности материальных и духовных ценностей.
К субъектам можно отнести и отдельные личности, которые непосредственно принимали участие в исторических событиях. Чаще таковыми считают политических деятелей, монархов, королей, президентов. Огромный вклад в исторический процесс вносят деятели культуры, искусства и науки.
С точки зрения К.Маркса и Ф.Энгельса исторический процесс нужно рассматривать как учение об общественно-экономических формациях, которые являются ступенями этого процесса. Решающий фактор развития общества - это способ производства. То есть соотношение развития сил производства и производственных отношений. Тогда как структура политики и духовное развитие представляют собой всего лишь надстройку, которая зависит от способов производства. Отдельные факты и события - результаты социальной революции, возникшей при столкновении противоположных интересов между классами. К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали исторический процесс сквозь призму коммунизма, который выступает как конечная цель.
Приверженцы теории постиндустриального общества также говорят о ступенчатом развитии человечества от доаграрного до постиндустриального общества.
Существует и противоположный формационному, цивилизационный подход. Приверженцы линейно-стадийной теории выступают за определение критерия стадий-ступеней в системе культурных ценностей.
По теории локальных цивилизаций (одна из ветвей цивилизационного подхода), периодизация исторического процесса не может строиться на выделении ступеней-стадий. Основоположником этого направления является А.Тойнби. В своих научных трудах он разделяет всемирную историю на истории отдельных цивилизаций, каждая из которых в отдельности проходит все стадии (от возникновения до надлома и разложения). И только их совокупность - это и есть всемирный исторический процесс.