Когда умер Сталин, страна горевала
Прошли уже более шести десятилетий с того дня, когда умер Сталин, а тайна его смерти по-прежнему не дает покоя историкам. Многочисленные публикации и воспоминания на эту тему настолько противоречивы, что, скорее, сбивают с толку, чем что-либо проясняют.
Несмотря на обилие свидетельств очевидцев, отношение к ним вызывает вполне резонное недоверие. Выводы, сделанные исходя из политических интересов, также могут быть правильными либо сформированными исходя из тщательно подобранных показаний, многие из которых, вполне вероятно, вымышлены.
Однако есть и документальные подтверждения некоторых событий, связанных с днем, когда умер Сталин, и их правдивость не вызывает сомнения.
В последний день февраля "хозяина" посетило четыре члена политбюро: Булганин, Хрущев, Маленков и Берия. О чем шла беседа, неизвестно, но, по всей видимости, она не была приятным времяпровождением старых друзей-большевиков за кружкой чая. Действия генерального секретаря во время XIX съезда, явно направленные на вытеснение "засидевшихся" членов политбюро, многочисленные аресты и загадочные смерти высокопоставленных чиновников и военных наводили на самые мрачные мысли.
Вполне возможно, старые партийные товарищи попытались убедить вождя в своей личной преданности и полезности. Насколько им это удалось, неизвестно, но факт в том, что охрана обнаружила Иосифа Виссарионовича лежащим на полу дачи уже на следующий день. Он не подавал признаков жизни. Вся медицинская помощь состояла в переносе бесчувственного тела на диван, да еще в телефонном звонке в Кремль.
Когда спустя десятилетия некоторые историки пытались ответить на вопрос о том, от чего умер Сталин, вывод напрашивался сам собой: пожилому человеку стало плохо, ему никто не помог. Имело ли место отравление, был ли это инсульт, никогда уже не выяснить, а врач, проводивший вскрытие, вскоре умер.
О том, что отцу всех народов больше не встать, политбюро, мягко говоря, догадывалось. Четвертого марта советский народ оповестили о постигшей его тяжелой болезни. Если бы вероятность выздоровления не равнялась нулю, на такое бы никто не решился.
Когда умер Сталин, по радио передали сообщение, содержащие медицинские подробности, включая упоминание пресловутого дыхания Чейн-Стокса. Целью было убедить общественность в надлежащем уходе, проявленном по отношению к вождю. На самом деле кремлевские врачи, способные оказать квалифицированную помощь, находились в "командировке", они ехали в товарных вагонах на северо-восток. Их, кстати, практически тут же, в начале апреля, освободили и признали абсолютно невиновными.
После того как умер Сталин, политика СССР начала круто меняться. Была окончена корейская война, восстановлены дипотношения с Израилем, началась реабилитация политзаключенных, прошли амнистии. Разумеется, характер этих метаморфоз говорил не о том, что природа коммунизма стала другой. Общая идея сохранилась, просто методы стали рациональнее.
В день, когда умер Сталин, произошло неизбежное. Избавившись от ненавидимого предводителя, оставшиеся члены Политбюро вплотную подошли к вопросу о следующем вожаке, и сцепились в беспощадной схватке.