Варшавский вокзал: от первого поезда в Европу до ТРК
В процессе строительства Николаевской железной дороги начали прокладку дороги из Санкт-Петербурга до Варшавы с возведением Варшавского вокзала. Здание вокзала возведено по проекту архитектора Скаржинского К.А.
Историческая справка
Крымская война временно приостановила все строительные работы. Но уже через какие-то 5 лет, к 1857 году, все возобновилось. Работами руководили уже новые люди. В свете этого, первоначально задуманный облик и планировка вокзала были изменены. Архитектор Сальманович П. О. превратил его в крупный комплекс. Теперь в здании могли разместиться служащие, даже предусматривались комнаты для проживания. Для конных экипажей соорудили платформы. Проект Варшавского вокзала не предусматривал каких-либо изысканных украшений, а должен был быть простым и лаконичным, чего в итоге и добились. Открылся вокзал (одно из сооружений комплекса) в 1853 году.
Строительство железной дороги продолжалось и уже в 1856 году, поезда из Санкт-Петербурга курсировали до Гатчины, а с 1858 года доезжали до Пскова. В Варшаву отправляться поезда начали только в 1862 году. Через несколько лет после этого с вокзала уже можно было доехать до Берлина, Вены и Брюсселя. Соответственно, увеличился пассажиропоток и объемы перевозимого багажа, и вокзал уже не соответствовал современным требованиям, поэтому его начали перестраивать. Появилось паровозное депо.
В начале прошлого века на перрон вокзала сделали платный вход для провожающих, и составлял он 10 копеек. Через несколько лет его упразднили из-за сильного недовольства граждан.
Сам Варшавский вокзал является «свидетелем» многих исторических событий. Буквально в двух шагах от здания был убит министр Плеве В. К., а в революцию в сооружении скрывались большевики. В военные блокадные времена из-за того, что немцы подошли практически вплотную к вокзалу, оно сильно пострадало. По окончании боевых действий некоторые помещения здания строили заново.
Постсоветское время
На протяжении многих лет Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге был именно тем местом, где выходили пассажиры, приехавшие из Европы.
Период перестройки и развала СССР отрицательно сказался на деятельности вокзала, он практически перестал принимать поезда. Ведь пассажиропоток в сторону стран Балтии практически исчез. Остальные маршруты, как пригородные, так и дальнего следования перенесли на другие вокзалы, а само здание некоторое время планировали разрушить.
Музей
Через долгие годы забытья, в 2006 году, в здании депо и на рельсах старого вокзала открывается музей железнодорожной техники. На всеобщее обозрение выставили паровозы и вагоны, созданные в разные периоды, и даже ракетную установку - один из первейших скоростных вагонов России.
Музей на Варшавском вокзале в ноябре 2017 года получил новое здание и теперь находится на Библиотечном переулке, 4. Ближайшая станция метро - «Балтийская».
ТРК
С 2003 по 2006 здание было полностью реконструировано. Проектом занимался Джованни Бартоли. По окончании работ Варшавский вокзал превратился в торгово-развлекательный центр под названием «Варшавский экспресс». Теперь это 32 тысячи квадратных метров, с магазинами и развлекательными заведениями, включая казино и кинотеатр.
В процессе проведения работ по реконструкции с площади перед зданием убрали памятник Ленину В.И.
Церковь Воскресения Христа
Когда речь заходит об Обводном канале, вспоминается не только Варшавский вокзал, но и храм. Это православная церковь, входящая в состав Адмиралтейского благочиннического округа.
Изначально церковь возвели деревянную, еще в 1894 году. Через два года около нее возводят здание в 3 этажа и открывают в нем избу-читальню и школу.
С приходом священника Александра Рождественского при храме открывается Общество трезвости (1898 год). К удивлению, Общество становится очень популярным, и к 1904 году уже открыто несколько филиалов по всей стране. В год учреждения Общества начинается сбор средств на возведение каменного храма.
Уже в 1904 году закладывается первый камень нового храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Огромный вклад в сбор денег вносит известный в те времена меценат Парфенов Дмитрий, для которого, можно сказать. строительство становится делом всей его жизни. Несмотря на смутные времена, войну, проект удается завершить в намеченный срок, то есть через год с момента начала строительства.
Приход рассчитан на 4 тысячи человек. В 1086 году в честь отца Александра, основателя общества, который умер годом ранее, устанавливается 100-пудовый колокол.
К 1914 году полностью заканчивается фасадная отделка. Внутренние работы еще продолжаются, масляную роспись делает Перминов В. Т., художник.
Как и большинство храмов, в 30-м году прошлого столетия храм закрывается, вместо служб здесь работают служащие трамвайного депо.
Верующим вернули их святыни только в 1989 году, богослужения начинаются только с 1990 года. Постепенно проводятся восстановительные работы, в 2008 году на основном куполе устанавливают новый крест. А к 400-летию дома Романовых с западной стороны церкви устанавливают памятник Николаю II (2013 год). Теперь это не только святое место, но и архитектурный памятник города, посмотреть на который съезжаются туристы.