Расположение нот на нотном стане

Нотный стан – это по своей сути универсальный язык, способ передачи информации, понятный каждому музыканту, вне зависимости от возраста, национальности и других факторов, разделяющих людей в мире.

Этот язык не зависит даже от времени – музыка, зафиксированная на бумаге столетия назад, сегодня звучит так же, как и в момент своего рождения. Возможным такое чудо сделал нотный стан. С нотами в качестве букв, ключами, диезами и бемолями в роли знаков препинания музыкальная грамота даже совершеннее, чем обычная, поскольку передает не только информационное содержание, но и эмоциональные оттенки.

Что фиксируется на стане?

Казалось бы, ответ на этот вопрос прост: музыка. Однако все несколько сложнее. Каждый звук, как музыкальный, так и любой другой, характеризуют определенные параметры, и именно их фиксирует нотный стан.

Звуки имеют четыре основные характеристики:

  • высота;
  • громкость;
  • продолжительность;
  • эмоциональная окраска, то есть тембр.

Каждую из этих характеристик и передает нотный стан. С нотами, расположенными по линиям, более или менее все ясно, но они не способны отразить полную картину звучания без остальных знаков. То есть, продолжая аналогию с простым письмом, ноты выполняют роль букв, а остальные знаки их дополняют. Все вместе они составляют музыкальные фразы, аналогичные записанным речевым предложениям.

Высота звучания

Существует система, то есть звукоряд, которому подчинено расположение нот. На нотном стане это порядок от низов к верхам. В клавишных инструментах звуки выстроены слева направо. То есть самая первая клавиша слева передает самый низкий звук, а справа – высокий. Этот же принцип и является основой музыкальной грамоты. Самые нижние линии, которыми располагает нотный стан, передают звук наименьшей высоты.

Дополнительно звукоряд подразделяется на октавы, их всего девять. «Басовый» нотный стан включает в себя четыре октавы:

  • субрконтральная;
  • контральная;
  • большая;
  • малая.

Распределились они по высоте звучания, начиная от самой низкой. После басовых октав идут остальные, названные числительными, от первой до пятой.

Как отображают ноты?

Высота звука определяет порядок, расположение нот. На нотном стане, на взгляд новичка в музыке или просто далекого от нее человека, полно овалов, затушеванных и прозрачных, с палочками и без, с хвостиками, линиями и другими странными «закорючками». Так обычно говорят дети, впервые открывшие нотные тетради.

Сами ноты прописываются овалами, либо пустыми, либо затушеванными. Палочки, к ним добавленные, называются "штиль" и могут располагать слева или справа от овала. Штиль, идущий вниз, прописывают слева, идущий вверх от нотного овала – справа.

Расположение штиля подчинено правилу написания нотных фраз, то есть это фактически орфография, но музыкальная – до третьей линии прописывают с правой стороны, после нее – с левой.

Штили иногда «украшают хвостики». Они называются флажками.

Звук, которому соответствует нота, имеет длительность. На письме она передается наличием тушевания и штиля. Для удобства передачи этого параметра целый звук считается состоящим из частей одной четверти.

Пустая и «толстая» нота без «палочки» означает продолжительность в целую четверть или в 4 полных доли. Точно такая же, но со штилем передает длительность в 2 полные доли или же вполовину целой четверти. Затушеванная нота со штилем, как говорят исполнители, «маленькая», это четвертная, то есть ее длительность – 1 доля.

Сколько линий на стане?

Нотный стан состоит из пяти линий. Высота зафиксированных на линиях звуков обозначается ключом и дополнительными знаками, именно руководствуясь ими, музыкант понимает, какая октава выбрана в той или иной записи.

Когда «музыкальное предложение» задействует звук, находящийся ниже или выше выбранной октавы, это обозначается дополнительными укороченными линиями, на которые и «усаживаются» нотные овалы.

При отсутствии ключа априори считается, что линии отражают звуки первой октавы.

Что такое ключ?

Ключи нотный стан не просто дополняют. Это основной элемент записи, своего рода стартовый момент, точка, с которой начинает отсчет высота отображенного звучания.

Именно с ключа начинает чтение каждый музыкант, без них определить точный диапазон звучания невозможно, только приблизительный.

Какими бывают ключи?

Новички в музыке обычно называют два ключа – скрипичный и басовый. На самом деле их намного больше.

Все используемые в записи музыки ключи можно разделить на три большие группы, названные согласно нотам:

  • «Соль» - первая.
  • «Фа» - вторая.
  • «До» - третья.

Названы эти группы так вовсе не случайно, они сориентированы по нотам.

Первая группа

Ключи старофранцузский и скрипичный нотный стан определяют по «соль». Если нет дополнительных уточнений, то запись отсылает к первой октаве.

Вторая группа

Баритоновый, басопрофундовый и, разумеется, басовый ключ нотный стан ориентируют по «фа». При отсутствии каких-либо дополнительных пояснений они отсылают музыканта при прочтении звукоряда к малой октаве.

Третья группа

Относящиеся к этой группе ключи, то есть все остальные, ориентируют нотный стан фортепиано и других инструментов на «до» первой октавы. Эта группа ключей задействуется в сложных произведениях, разучиваемых уже опытными музыкантами. Начинающие обучение осваивают произведения с двумя типами ключей – «басом» и «скрипкой».

Есть ли вид записи для нескольких музыкантов?

Этот вопрос всегда интересен каждому, кто начинает учиться музыке. Действительно, если произведение не предназначено только для одного инструмента, то как оно записывается? Неужели, к примеру, при выступлении оркестра у каждого выступающего одинаковые листы с нотами? Но если тех же скрипок на сцене несколько? Разве они издают одинаковые звуки? Каскад подобных вопросов слышит практически каждый учитель музыки.

Нотные листы, адресованные нескольким исполнителям, объединяются в сборник, который называется партитурой. Внутри партитур отдельно бывают выписаны ноты для каждого из участвующих инструментов, включая и человеческие голоса. Такие выписки называются партиями.

При оформлении произведения «одним листом» каждая партия – это отдельная пятистопная линейка, партитуру обозначают прямой вертикальной линией, расположенной перед ключами и объединяющей партии.

Способ написания того, что партии различных инструментов, как и голосов, должны исполняться одновременно, - это фигурная скобка, аналогичная той, которая используется в арифметике. Здесь она называется акколадой.

Откуда произошло такое название, точно не может сказать ни один филолог. Есть версия, что слово является сокращенным от сочетания «аккорд» и «лад». То есть этот термин был дан нотной грамоте не клавишными инструментами, а струнными. Возможно, что так оно и есть.

Завершение отдельной партитуры прописывается на бумаге при помощи двойной вертикальной линии, одна часть которой жирнее другой.

Кроме этого в таких записях используется знак, который называется «реприза». Это две точки, находящиеся у обозначающих финал музыкального отрывка линий. Присутствие реприз говорит исполнителям о необходимости повторения сыгранного.

Что еще можно увидеть в стане?

Разучивая хрестоматийные упражнения, каждый обязательно заглядывает в конец учебника и сталкивается там с пунктирным линейным отводом нескольких нот, дополненным таким обозначением «8va». Такая аббревиатура прописывается сверху, а снизу – «8vb».

Рассматривая подобную запись, те, кто только начал осваивать «звучащую грамоту», вновь чувствуют себя полными профанами. Каких только версий того, что же это может означать, не слышат педагоги. На самом же деле все предельно просто и визуально понятно. Этот пунктир – простая отсылка на более низкую или, наоборот, высокую октаву. Используется знак для упрощения нотной записи, то есть для того, чтобы не чертить большое количество дополнительных коротких линий.

Как прописывается тональность?

Кроме того что нотные станы отражают высоту звучания и располагаются согласно ее порядку, они еще сообщают и о тональностях, в которых следует исполнять произведение.

Помимо октав все звуки, обозначаемые семью нотами, делятся и на звуковые ступени. На инструменте их найти просто – это черные короткие клавиши.

Короткая клавиша правее от ноты дает повышение ее чистого звучания, а левее – понижение. То есть одна и та же черная короткая клавиша одновременно «обслуживает» две ноты. Например, повышает «фа» или понижает «соль».

На письме это прописано при помощи специальных символов: «диез», обозначающий необходимость повышения, и «бемоль», говорящий о том, что тон звука следует понизить.

Есть понятие «дубль». Если чистый символ обозначает половину тона, то дублированный – целый.

Кроме них существует символ, называемый «бекар». Этот знак полностью отменяет полутона и говорит исполнителю, что в данном отрывке звучание должно быть первичным, то есть чистым.

Использование всех трех знаков, сообщающих о нюансах тона, называется альтерацией.

Помимо всего вышеперечисленного в нотном стане используются и другие символы, передающие исполнителю дополнительную информацию о том, как следует сыграть произведение. Это символы минора и мажора, паузы и ускорения и многие другие.

Нотный стан сравним с записью речи. Начав его изучать, сначала постигают основные моменты, такие как значения нот и их расположение, это аналогично этапу запоминания и осваивания написания букв. Потом изучаются символы, этот этап аналогичен освоению знаков препинания.

Нотный стан только кажется сложным, на самом же деле он прост в изучении при соблюдении порядка в его освоении.

Комментарии
учиться учиться и ещё раз учиться как завещал великий В.И.ЛЕНИН без нот трудновато, запоминается только начало любого произведения.но оно остается в памяти,надеюсь нотная грамота запомнится.первую и вторую октаву помню от и до от александра долова.хромаю на басовом ключе малой и большой октавы, третью вообще не знаю, полный ноль.