Учет денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия
Деятельность любого предприятия, так или иначе, связана с наличными или безналичными расчетами. Учет денежных средств, наличных и безналичных, отражается в бухгалтерском учете на счетах:
50 – касса, где отражаются операции, связанные с наличными денежными расчетами;
51 – расчетный счет, где проводят операции по безналичному расчету, через банк;
52 – применяется, если у компании есть расчеты в инвалюте;
55 – средства, находящиеся на чековых книжках, аккредитивах, корпоративных банковских картах;
57 – денежные средства, по которым проведена операция по предприятию, но не поступившие по каким-то причинам на определенную дату по банку.
Вообще, бухгалтерский учет денежных средств в основном осуществляется на счетах 50 и 51. Именно по этим счетам проходит большинство финансовых операций.
Основные операции, производимые с расчетным счетом, - это перечисление денежных средств платежными поручениями для оплаты товаров, материалов, услуг. Также расчеты производятся с бюджетом, но здесь есть еще один момент, когда налоговые органы могут снять с расчетного счета сумму в счет оплаты просроченной задолженности и пеней по налогам. Взимание производится по платежному требованию безакцептным порядком. По платежному требованию можно также рассчитаться с организацией-получателем, например, услуг, но в данном случае с акцептом платежного требования. Также с расчетного счета можно снимать наличными средства по чековой книжке для определенных целей: выплаты зарплаты, закупки продукции и др. Указанные в чековой книжке цели, на которые снимаются средства, должны быть подтверждены документально.
В настоящее время банки ведут работу в направлении бесконтактного обслуживания клиентов. С помощью интернета и программы "Банк-клиент", ("Сбербанк Онлайн") предприятие проводит операции на расчетном счете.
Учет денежных средств на предприятии через кассу ведется на счете 50. Наличные денежные расчеты производят для расчетов с работниками по заработной плате, для расчетов с поставщиками, для выдачи средств под отчет.
Учет денежных средств осуществляется при помощи первичных документов: приходные, расходные ордера - а также ведением записей всех операций в кассовом отчете и кассовой книге. Первичные документы должны соответствовать форме унифицированных документов и заполняться на готовых бланках или с помощью печати на компьютере. Кассовая книга, аналогично, может быть сформирована в электронном виде, если бухгалтерский учет ведется в программе, но обязательно ежедневно распечатана и подколота в скоросшиватель, затем по окончании отчетного периода сшита и прошнурована.