Как проводить классный час?
Классный час является одной из самых распространенных форм внеклассной работы с учащимися, независимо от того, учатся они в начальной школе или в старшем звене. У него имеется довольно много специфических черт, которые его очень полно характеризуют.
Во-первых, классный час имеет гибкую структуру и форму. Это могут быть викторины, игры, беседы, встречи, тренинги, конференции и многое другое. При проведении занятия нет необходимости очень строгого соблюдения определенной структуры. Педагог может вносить изменения и коррективы непосредственно по ходу, в зависимости от особенностей и интересов детей.
Во-вторых, данная форма работы с учащимися является таким способом общения учеников и учителя, при котором ведущую роль играет взрослый. Однако не стоит забывать и о вкладе детей в занятие. Чтобы классный час прошел интересно и весело, достигнув определенной воспитательной цели, необходимо заранее к нему подготовиться так, чтобы часть обязанностей распределить между учениками.
Детей можно разделить на сектора, каждый из которых как минимум раз в месяц готовит определенную тему. Включение школьников в процесс активизирует их мыслительные операции, познавательный интерес. Дети научатся не только собирать информацию, но и преподносить ее так, чтобы увлечь одноклассников. Это развивает лидерские качества у учащихся, что пригодится им впоследствии.
Тематика проводимых мероприятий может быть различной. Выбирать ее следует, опираясь на возраст детей.
Среди целей, которых можно достичь, благодаря этой форме работы, следует отметить раскрытие творческих способностей детей, сплочение коллектива, воспитание эмоциональной сферы и ценностных ориентаций. К проведению классных часов можно привлекать и различных педагогических работников (психолога, вожатого и др.). Мероприятия проводятся в виде встреч с интересными людьми, к примеру, писателями, художниками и т. д. При необходимости приглашаются и специалисты различных ведомств (наркологи, инспектора КДН, пожарные и др.).
Одной из самых распространенных и интересных форм занятий и для младших школьников является классный час. 1 класс уже является началом школьной жизни. И то, насколько активная позиция будет сформирована у детей в это время, может повлиять на будущую жизнь учеников в данном учреждении. Поэтому классный час целесообразно проводить уже в первый год обучения. В начальной школе желательно выбирать игровую форму. Чем старше становятся дети, тем более серьезную тематику можно затрагивать. На данных мероприятиях в среднем звене можно уже обсуждать проблемы наркомании, СПИДа, говорить о дружбе и агрессии со стороны некоторых подростков к своим товарищам. Эффективна в таких случаях дискуссионная форма проведения мероприятия, чтобы каждый из детей мог высказать свое мнение.