Что делать с романом: читайте анализ и краткое содержание

Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" - одно из самых загадочных и многогранных произведений русской литературы XIX века. Давайте разберемся в его сюжете, идеях и почему он до сих пор актуален.

История создания романа "Что делать?"

Роман "Что делать?" был написан Н.Г. Чернышевским в период с декабря 1862 года по апрель 1863 года. Местом работы над произведением стала Петропавловская крепость, где писатель отбывал заключение за свои радикальные взгляды.

Одной из причин написания романа стало желание Чернышевского дать ответ на произведение И.С. Тургенева "Отцы и дети". Кроме того, автор видел возможность выразить в "Что делать?" собственные политические идеи.

Чтобы обойти цензуру, Чернышевский прибегнул к хитрости - он обрамил социально-политическую проблематику романа в контекст любовной истории героев, а также ввел в повествование сны главной героини Веры Павловны.

Впервые роман "Что делать?" был опубликован в 1863 году в журнале "Современник", однако вскоре публикация была запрещена. Повторное разрешение на издание произведения Чернышевский получил только в 1905 году.

Краткое содержание романа по главам

Действие романа начинается с загадочного события - в одной из петербургских гостиниц находят предсмертную записку, в которой неизвестный человек сообщает, что вскоре совершит выстрел в себя на Литейном мосту. Действительно, в ту же ночь на мосту происходит выстрел, из воды достают простреленную фуражку.

В то же утро на даче на Каменном острове молодая девушка Вера Павловна получает таинственное письмо, после прочтения которого приходит в отчаяние. Она повторяет, что теперь они оба в крови.

Далее автор рассказывает предысторию героини. Вера Павловна росла в небогатой дворянской семье в Петербурге. Ее мать мечтала выдать дочь замуж за богатого жениха. Однако сама Вера была против брака без любви.

Выход представился, когда к брату Веры пригласили репетитора Лопухова. Молодой человек полюбил Веру и, чтобы спасти ее от нежелательного замужества, сделал ей предложение.

После свадьбы Лопуховы поселяются вместе, но ведут платонический брак, о чем удивляется их квартирная хозяйка. Вера открывает швейную мастерскую и помогает девушкам зарабатывать на жизнь.

В жизни Лопуховых появляется друг Дмитрия - Александр Кирсанов. Он нравится Вере, но внезапно прекращает общение с ней. Причина в том, что Кирсанов влюбился в Веру, но скрывает это.

Ситуация осложняется, когда Вера тоже начинает испытывать чувства к Кирсанову. Лопухов находит выход - инсценирует свое самоубийство. После этого Вера выходит замуж за Кирсанова.

В финале романа выясняется, что мужем подруги Веры стал Лопухов, который сумел обрести новое счастье.

Жанр и композиция романа "Что делать?"

Жанр романа "Что делать?" можно определить как соединение любовной, философской, социально-политической и утопической прозы. Автор соединил в произведении самые разные сюжетные линии и темы.

Композиция романа отличается необычным подходом, позволившим Чернышевскому обойти цензуру. Он обрамляет повествование загадочным образом Лопухова, появляющегося в начале и конце произведения.

Основные идеи романа раскрываются через внутренний мир героини Веры Павловны, ее размышления и символические сны. Автор как бы нанизывает отдельные эпизоды жизни героев, постепенно показывая их мотивы и развитие характеров.

Образы главных героев романа

Главная героиня романа Вера Павловна предстает перед читателем сперва юной наивной девушкой, которую хотят выдать замуж против ее воли. Но постепенно она превращается в сильную, волевую и независимую женщину, открывающую собственное дело.

Дмитрий Лопухов олицетворяет тип "новых людей" - образованных, трудолюбивых и честных. Он бескорыстно помогает Вере, а затем находит достойный выход из сложной ситуации.

Александр Кирсанов - человек решительных поступков и сильной воли. Он борется со своей любовью к Вере, но в итоге они соединяют свои судьбы.

Особняком стоит таинственный персонаж Рахметов, воплощающий революционные идеалы. Он ведет аскетичный образ жизни и посвящает себя борьбе за переустройство общества.

Между тремя главными мужскими героями прослеживается внутренняя взаимосвязь - они являются единомышленниками и стремятся к общим целям.

"Что делать?"

В романе "Что делать?" поднимаются важные темы и идеи, которые во многом определяли настроения в русском обществе XIX века.

Одна из ключевых тем - тема любви, основанной на общих интересах и взаимном уважении между мужчиной и женщиной. Автор показывает и осуждает традицию заключения браков без любви.

В романе выражена мечта о новой, справедливой жизни общества. Это проявляется в образах "новых людей", в утопических картинах будущего.

Большое внимание уделяется теме дружбы и предательства на примере отношений трех главных героев мужчин. Поднимается вопрос о возможности равноправия мужчин и женщин.

Еще одна важная идея - огромное значение труда в жизни человека, что раскрывается в истории швейной мастерской Веры Павловны.

Таким образом, роман затрагивает важнейшие социальные, философские и нравственные проблемы эпохи.

Язык и стиль

Язык романа "Что делать?" отличается простотой и доступностью. Чернышевский стремился сделать свое произведение понятным широким слоям читателей.

В то же время для романа характерна некоторая дидактичность и назидательность. Автор напрямую выражает свои взгляды и идеи через героев и композицию произведения.

Большую роль в романе играют диалоги и внутренние монологи персонажей. Через них раскрываются характеры героев, их взгляды и переживания.

Особо стоит отметить язык сновидений Веры Павловны, где автор активно использует метафоры, аллегории, символику. Это придает описаниям мистический и поэтический характер.

В финальных главах, где даны утопические картины будущего, язык приобретает более возвышенные интонации, рисуя идеальное общество.

Значение работы "Что делать?" в русской литературе

Роман "Что делать?" сыграл большую роль в развитии русской литературы второй половины XIX века. В нем впервые была предпринята попытка подробно разработать социально-философскую проблематику.

Произведение Чернышевского оказало влияние на творчество Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова и других писателей того времени. Они полемизировали с идеями романа в своих произведениях.

"Что делать?" вызвало неоднозначную критическую реакцию как со стороны радикальных демократов, так и либеральных мыслителей. Они критиковали отдельные аспекты романа.

В то же время произведение пользовалось огромной популярностью в среде революционно настроенной молодежи, которая восприняла его как призыв к борьбе за идеалы.

В советскую эпоху роман Чернышевского был провозглашен одним из произведений, заложивших основы революционной идеологии.

Таким образом, "Что делать?" вошло в историю русской литературы как произведение, поднявшее вечные вопросы человеческого бытия.

Экранизации и театральные постановки

За более чем полуторавековую историю роман "Что делать?" неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.

Первая экранизация датируется 1914 годом. В советское время вышли фильмы режиссеров С.Юткевича (1934) и В.Пудовкина (1956).

Особо выделяется телеспектакль 1971 года, поставленный режиссером Е.Радомысленским. Он отличался новаторским прочтением классического романа.

Среди театральных постановок следует назвать спектакли театра им. Вахтангова, Театра Наций и других известных трупп. Каждая интерпретация вносила свои акценты в понимание этого многогранного произведения.

Таким образом, роман не раз обретал "вторую жизнь" на экране и сцене, привлекая внимание новых поколений зрителей и читателей.

Актуальность романа в наши дни

Несмотря на то, что с момента написания романа "Что делать?" прошло уже полтора века, многие его идеи не потеряли актуальности и в наше время.

Так, вечными остаются вопросы о смысле жизни, любви, нравственном выборе человека. Проблема отчуждения личности в обществе также волнует современных читателей.

Мечты о равенстве, справедливости и гармоничных отношениях между людьми продолжают вдохновлять, несмотря на их утопичность. Эти гуманистические идеалы близки многим и сейчас.

Тема женской эмансипации, поднятая в романе, также сохраняет актуальное звучание в свете продолжающейся борьбы за права женщин во всем мире.

Таким образом, в "Что делать?" затронуты вечные темы, волнующие человека в любую эпоху. Этим и объясняется неувядающий интерес к роману Чернышевского.

Образ Рахметова и революционная составляющая романа

В романе особняком стоит образ таинственного Рахметова, который олицетворяет революционное начало произведения.

Рахметов ведет аскетичный образ жизни, отказываясь от излишеств. Он посвящает себя борьбе за переустройство общества, хотя его деятельность окутана покровом тайны.

Этот персонаж является воплощением революционного идеала - человека, готового на самопожертвование во имя высоких целей. Его образ воодушевлял радикальную молодежь той эпохи.

Таким образом, Рахметов и некоторые другие аспекты романа несли в себе элемент социального протеста и призыв к революционным преобразованиям общества.

Критика романа современниками

После выхода в свет роман "Что делать?" вызвал неоднозначную реакцию в литературных кругах. Консервативно настроенные критики обрушились с нападками на произведение.

Они упрекали Чернышевского в пропаганде разрушительных идей, в примитивности художественных приемов. Роман называли "уравнительной утопией", а его персонажей - "куклами" вместо живых характеров.

В то же время демократическая критика (Добролюбов, Писарев и др.) дала высокую оценку "Что делать?" как произведению, пробуждающему общественную мысль.

Так роман стал предметом острых литературных дискуссий, отразивших раскол в обществе по вопросам социального развития России.

Влияние романа на литературу последующих десятилетий

Идеи и художественные особенности романа "Что делать?" оказали заметное влияние на последующую русскую литературу второй половины XIX века.

Творчество Достоевского, Лескова, Гончарова во многом было полемикой с этим произведением Чернышевского, хотя каждый из писателей по-своему интерпретировал затронутые в нем темы.

Утопические тенденции, намеченные в "Что делать?", получили развитие в произведениях писателей следующего поколения, например, у Г.Успенского.

Таким образом, роман Чернышевского стал одним из знаковых явлений литературного процесса 1860-1870-х годов, оказав влияние на многих авторов того времени.

Образ Веры Павловны как новой героини

Образ Веры Павловны в романе "Что делать?" представляет собой новый для литературы того времени тип женского персонажа.

Если раньше героини часто изображались зависимыми от воли родителей или мужей, то Вера Павловна - эмансипированная молодая женщина, стремящаяся к независимости.

Она не только вырывается из-под власти матери, но и сама начинает собственное дело, добиваясь успеха на поприще предпринимательства. Вера Павловна предвосхищает появление нового типа героини в литературе.

Философские идеи романа

Помимо социальной проблематики, в романе поднимаются важные философские вопросы о смысле жизни, нравственном выборе человека.

Автор показывает, как внутренняя гармония и следование высоким идеалам (любовь, дружба, стремление к знаниям) формируют личность героев-разночинцев.

Особую роль в выражении философской концепции играют символические сны Веры Павловны, погружающие читателя в раздумья о самых возвышенных ценностях.

Так в художественной форме романа воплощены важнейшие философские идеи эпохи.

Традиции сентиментализма в романе

Несмотря на новизну многих аспектов, в романе "Что делать?" прослеживается и преемственность литературных традиций.

В частности, заметно влияние сентиментализма, популярного в предшествующие десятилетия. Это проявляется в изображении внутреннего мира героев, их переживаний.

Также для сентиментализма были характерны утопические тенденции в изображении общественного идеала, что присутствует и в романе Чернышевского.

Сочетание унаследованных художественных традиций с новым социально-философским содержанием и составляет одну из особенностей поэтики этого произведения.

Комментарии
класс
Александр, не совсем с вами согласна. В этом плане можно выделить и Чернышевского, и Достоевского, и Салтыкова-Щедрина.
Русские гении литературы не способны понять цель утопии в жизни человека(кроме Достоевского). Самой правдивым произведением этого жанра является книга Томаса Мора "Утопия". Как сказал сам автор:"Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия".