Планирование расходов, или План закупок: цель, назначение и эффект
Планирование закупочной деятельности любого предприятия - основа эффективного расходования имеющихся и привлеченных средств. План закупок представляет собой консолидированную программу расходов, покрывающих намеченные мероприятия, в которой с разбивкой по видам деятельности учтены предстоящие закупочные действия по приобретению товаров, оборудования, услуг и работ.
На территории Российской Федерации в настоящее время все закупки для государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона ФЗ № 223 от 22.07.2011г., и все эти закупки проводятся в виде публичных конкурентных процедур с обязательным объявлением в официальных источниках уведомлений об их проведении. Годовые, среднесрочные (на 3-5 лет), а также долгосрочные перспективы закупочной деятельности формируются в документ, именуемый "план закупок", или "программа закупок".
Однако, как нам представляется, не только для крупных государственнных и муниципальных предприятий имеет неоспоримое значение грамотное планирование закупок. Наряду с бизнес-планом, план закупок помогает с высокой долей вероятности прогнозировать объемы потребления денежных средств для поддержания функционирования производства, определить возможные объемы направления ресурсов на расширение и реконструкцию. Важной составляющей планирования является налаженная система маркетинговых исследований, формализация которой обеспечивает адекватное определение стоимости подлежащего закупке товара и услуг. Для этого целесообразно разработать и утвердить локальным правовым актом регламент маркетинговых исследований, который, помимо единообразоного механизма исследования рынка, установит персональную ответственность лиц, занимающихся расценками на ТМЦ. Таким образом, будет предотвращено завышение планируемых сумм и искажение результативности закупочных процедур. Как сказано выше, план закупок составляется на основании плана мероприятий, потребности реализации каждого из которых сводятся в единый документ.
Основной вид - октрытый конкурс - регламентируется гражданским законодательством. Это публичная процедура, и она же является наиболее "строгой" для закупщиков. Поскольку отказаться от проведения такой закупки после наступления срока, когда до намеченной даты вскрытия конвертов с предложениями участников осталось менее 5 дней, нельзя.
Более гибкими способами являются открытые запросы предложений, запросы цен или открытые конкурентные переговоры. Все эти процедуры по реализации плана закупок проводятся силами закупочных комиссиий либо с привлечением стороннего организатора, который возьмет на себя ответственность за результативность работы. Только в случае закупки простой продукции на незначительные суммы достаточно простого анализа цен, что сократит время и трудовые ресурсы. В целом планирование закупок, как и всех иных направлений деятельности любого предприятия, должно осуществляться на высоком профессиональном уровне, и в этом случае оно способно гарантировать максимальную экономическую эффективность работы.