Зачем Чичиков скупал мертвые души? Всему виной казусы в законодательстве
Зачем Чичиков скупал мёртвые души у помещиков
Для того чтобы понять, в чём заключались действия главного персонажа, читатель должен ознакомиться с первоисточником – поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Из него станет ясно, зачем Чичиков скупал мёртвые души. Но иногда на чтение не хватает времени, а сочинение писать как-то надо. Ну что ж, конечно, трудно спеть, как Басков. Поэтому вместо передачи богатой языковой палитры Гоголя я ограничусь простым пересказом. А жаль, ведь чего только стоят лирические отступления в «Мёртвых душах» - читаешь и будто видишь живописные картины. Ну ладно, заинтригованный читатель на досуге прочитает произведение, не так ли? А я продолжу.
В чём интрига
Ключевая интрига, на которой построена гоголевская поэма «Мертвые души», состояла в возможности получить ссуду – денежные средства, выплачиваемые опекунским советом. При этом залоговым имуществом выступали принадлежавшие помещику крепостные крестьяне. События, описываемые Гоголем, могли происходить без малого двести лет тому назад, поэтому будет уместно сообщить читателю некоторые обстоятельства российской жизни той эпохи. А заодно упомянуть о положении главного героя в обществе. В конечном итоге мы намерены разобраться в вопросе о том, зачем Чичиков скупал мертвые души.
С чего всё началось
В конце 1718 года Петр I издал указ о переписи населения мужского пола. Поскольку оргтехника в те времена была примитивной, то времени, отведенного на исполнение царского указа, оказалось недостаточно. Вместо одного года было затрачено целых три, а потом еще три на то, чтобы провести «ревизию» – проверку точности составленных списков, называвшихся «сказками». До отмены крепостного права таких «ревизий» было проведено десять, годы их проведения известны. И здесь присутствует один любопытный момент – временной интервал, в котором могли происходить описываемые в поэме события. По косвенным признакам можно судить о том, что действие развивается в первой трети XVIII столетия. И уже отечественная война 1812 года не только прошла, но даже слегка позабылась.
Казус эпохи
Даже еще не разобравшись, зачем Чичиков скупал мертвые души, мы знаем, что скупал он только мужиков и только «на вывод», то есть имел намерение переселять их в другую губернию. Также известно, что в 1833 году вышел указ, согласно которому не разрешалось «разлучать семьи». Следовательно, похождения Павла Ивановича Чичикова приходятся на промежуток времени между «ревизиями» 1815 и 1833 годов. Итак, одним из обстоятельств русской жизни той эпохи является следующий казус: умершие крестьяне условно числились живыми, и за них с помещика взимался налог вплоть до ближайшей переписи населения – «ревизии».
Налоговые обязательства
Вместе с приобретенными крестьянами Павел Иванович брал на себя и налоговые обязательства, что выглядит как сплошной убыток. Казалось бы, никакого логического объяснения в таких действиях нет и поначалу непонятно, зачем Чичиков скупал мертвые души. Но были еще некоторые нюансы в тогдашнем законодательстве, позволявшие главному герою выстроить мошенническую схему для получения денег. В тот период государство осуществляло надзор за помещичьими хозяйствами с целью недопущения снижения их численности и предотвращения убыточности. Ведь государству нужно было получать налоги и рекрутов. Если владелец умирал, не оставив взрослых (дееспособных) наследников, либо хозяйствование велось ненадлежащим образом, над такими именьями могла быть назначена опека.
Опекунские советы
При Московском и Петербургском воспитательных домах были учреждены императорские опекунские советы. В их задачи входило поддержание дворянского землевладения, лишь бы оно не прекратило свое существование. Разоренные имения могли быть проданы с аукциона более состоятельному хозяину. Либо помещик мог получить процентную ссуду на восстановление хозяйства под залог земли и крестьян. Такие ссуды выдавали опекунские советы, основным источником дохода которых как раз и были средства, получаемые с аукционных торгов. При несвоевременной выплате процентов или невозвращении ссуды в назначенный срок поместье отчуждалось в пользу кредитного учреждения и продавалось с аукциона. Это «колесо» могло вращаться долго, однако предприимчивый Чичиков придумал, как на нем прокатиться с пользой для себя.
Мошенничество
Он, собственно говоря, хотел получить ссуду под залог крепостных душ, но, поскольку таковых не имел, то решил их купить. При этом он намеревался «по бумагам» купить задешево крестьян, которые умерли, но юридически числились живыми. Разумеется, Чичиков не собирался в дальнейшем платить подушную подать, проценты по ссуде и уж тем более возвращать заем. Провернуть свою аферу с получением залога было бы невозможно, если бы у Чичикова были только фиктивные крестьяне, но при этом не было земли. Купить землю в той же губернии, где и крестьян, было бы дорого. К тому же так было бы слишком заметно, что крепостных фактически нет. Поэтому мудрый Павел Иванович решил купить недорогую землю в необжитой Херсонской губернии, а к ней крестьян «на вывод». По бумагам все сходится, а проверять никто не станет, значит, ссуду дадут.