Задания по математике для дошкольников
Математика для дошкольника – это отличный способ усвоить определенные навыки логического мышления. Период детства настолько непродолжительный, что необходимо использовать его с максимальной пользой для ребенка. Важно научить его ориентироваться в том потоке информации, который ежедневно обрушивается на него.
Ответы на многие вопросы он находит путем проб и ошибок, постигая закономерности физических превращений, математических вычислений.
В качестве основного источника познания дошкольника выступает чувственный опыт. В задачу педагога входит направление его в нужное русло, формирование у дошкольников способностей и мышления.
Значение формирования логического мышления у дошкольников
Детские психологи выделяют несколько причин, которые подтверждают, насколько важна математика для дошкольников 6 лет:
- компьютеризация современного общества;
- огромный объем информации;
- возрастные особенности.
Программа в ДОУ направлена на формирование и развитие элементарных математических способностей и представлений.
Математика для дошкольника – отличный способ развития смекалки, умственной активности, логического мышления. Именно в этом возрасте уместно формирование представлений о числах первого десятка, делении одного предмета на несколько равных частей.
Варианты деятельности
Что может включать в себя математика для дошкольников (6)? Задания составляются так, чтобы в максимальной степени ребятами использовался наглядный материал. Например, для определения объема сыпучих тел и жидкостей, они учатся пересыпать (переливать) вещества. Рассматривая вопросы, касающиеся различных геометрических фигур, дошкольники создают из них аппликации.
Задания по математике для дошкольников направлены не только на приобретение объема знаний, но и на воспитание старательности, организованности, целеустремленности, настойчивости, активного отношения к учебному труду.
Специфика проведения занятий
Как часто проводится математика для дошкольников 6-7 лет? Помимо занятий в ДОУ работа по формированию и развитию у детей простейших математических представлений осуществляется во время прогулок, экскурсий. Опытные воспитатели используют различные виды деятельности, способствующие закреплению формируемых умений и навыков:
- лепку;
- рисование;
- конструирование геометрических фигур;
- спортивные конкурсы и праздники;
- музыкальные занятия;
- подвижные игры.
В такой деятельности математика для дошкольников 6 лет представлена в виде упражнений на порядковый счет, творческих конкурсов. Работа организуется так, чтобы у детей была возможность отработать приобретенные теоретические знания.
Методы проведения занятий
Как должна быть организована математика для дошкольников 6-летнего возраста?
Основу методики обучения таким знаниям составляют общедидактические принципы:
- последовательность;
- систематичность;
- индивидуальность;
- постепенность.
Математика для дошкольника предполагает постепенное усложнение материала, повторение пройденного, углубление универсальных учебных навыков.
Среди методов, которые воспитатели могут применять в своей работе, выделим:
- наглядный;
- словесный;
- игровой;
- подвижные игры;
- рассказ;
- описание.
Математика для дошкольников 6-7-летнего возраста предполагает применение методики развивающего обучения. Ребята систематизируют свои знания, пользуясь наглядными пособиями: образцами, изображениями, предметами.
Математика для дошкольника проводится с учетом возрастных особенностей детей. На занятие педагог подбирает разные по форме, размерам предметы, обыгрывает со своими воспитанниками варианты расположения геометрических фигур, развивая при этом у дошкольников пространственное мышление.
Отдельное место в деятельности педагога с дошкольниками 6-7-летнего возраста отводится предметам-заместителям, на основе которых педагог отрабатывает со своими воспитанниками простейшие геометрические фигуры.
Требования к наглядности
Несмотря на то что воспитатели самостоятельно подбирают наглядный материал для проведения развивающих занятий, к нему предъявляются определенные требования:
- качественность;
- безопасность;
- эстетичность;
- мобильность.
Максимальное внимание педагог должен уделять отстающим детям. Необходимо начинать с ними разбор нового материала раньше, чем с другими воспитанниками. Опережающее обучение позволяет решить проблему.
Математика дошкольника 7 лет опирается на знания, которые были получены малышами в детском саду.
Именно поэтому так важно хвалить малышей, не допускать отрицательных высказываний относительно их деятельности во время занятий. Любые поощрения, сказанные учителем, станут отличным стимулом для получения дошкольником новых умений и навыков.
Запрещены любые сравнения результатов между отдельными детьми, допускается только анализ личностного роста воспитанника.
Нельзя принуждать ребенка к получению новых математических знаний, это не приведет к желаемому результату. Напротив, малыш возненавидит эту сложную и непонятную науку, которая будет отвлекать его от любимых игр.
Упражнения для второй младшей группы
Что должна включать в таком возрасте математика? Дошкольникам распечатать можно красивые картинки с числами, геометрическими фигурами, чтобы сформировать первоначальные представления о множестве. Во время занятий дошкольники учатся сравнивать два множества, сопоставляют элементы, учатся различать равенства и неравенства.
В программном материале допускается использование только дочислового периода обучения. Формируется представление об одном и нескольких предметах; однородных и неоднородных элементах.
Подвижные игры для дошкольников
Основной вопрос, который должен присутствовать во всех заданиях: «Сколько?»
Например, малышам предлагается посчитать ягодки и грибочки, собрать их в лукошко.
Занятие проводится с использованием подвижной игры, чтобы заинтересовать дошкольников.
Игра «кот и мыши» - отличный вариант развития первоначальных математических навыков.
Воспитатель выступает в роли «кота», он начинает ловить «мышей», повторяя каждый раз число пойманных «мышей». После того как все малыши окажутся в его «лапах», все хором считают «добычу».
Чтобы увлечь малышей, воспитатель превращается в одну из «мышек», а роль «кота» достается одному из воспитанников.
Ролевая игра «Фонарики» - отличный способ активизации познавательного интереса у дошкольников. Дети вооружаются кружочками разного цвета. Воспитатель задает вопросы, в зависимости от правильности утверждения, малыши поднимают красный, желтый, зеленый фонарики.
Для освоения приемов приложения и наложения, воспитатель учит дошкольников слева направо (или наоборот) раскладывать, накладывать определенные геометрические фигуры.
Интересные формы работы
Что еще предполагает математика для дошкольников 6 лет? Задания предлагаются так, чтобы малыши могли, не владея вычислительными навыками, определять:
- большее или меньшее количество предметов;
- отличать один от множества;
- находить равное число.
Знакомство с величинами
Данный раздел посвящен формированию и развитию у дошкольников начальных сведений о размерах предмета. Воспитатель знакомит ребят с терминами:
- объем;
- длина;
- толщина;
- высота;
- ширина.
Малыши в ходе занятий учатся определять величину предметов. Например, игра «Кто длиннее?» направлена на получение навыков по определению длинных, коротких, узких, широких предметов. Воспитатель готовит для каждого воспитанника набор с различными полосками, кружочками, листом чистой белой бумаги. Воспитатель предлагает выбрать сначала самую тонкую полоску, положить на нее большой круг и т. д.
Выполняя различные задания педагога, ребята формируют представления о размерах предметов, их форме.
Занятие выстраивается таким образом, чтобы дошкольники усваивали элементарные математические представления о размерах тел, проводили действия на основе чувственного восприятия.
Нельзя переносить математику из школьного курса в детский сад, так как это негативно отразится на отношении малышей к этой интересной и полезной науке.
Распространенные методики
Чтобы сформировать у дошкольников представление о длине, ширине, формулируя при этом в них эстетический вкус, можно вооружиться лентами. К примеру, по заданию педагога, малыши выбирают самую яркую, узкую, длинную ленточку для куклы. Процесс познания обязательно сопровождается словом, музыкой.
Упражнение по математике часто сопровождается определенной музыкальной композицией. Малыши с удовольствием будут складывать в корзинку круглые ягодки, длинные листочки, узкие ленточки, совершая при этом простые танцевальные движения.
Для того чтобы сформировать у дошкольников представления о размерах тел, можно воспользоваться русскими народными играми.
К примеру, игра в «Каравай» - прекрасный способ отработки математических терминов: ширина, глубина, высота.
Упражнения с часами
Для начала воспитатель изготавливает муляж, вооружившись коробкой из-под торта. Он изображает циферблат, приделывает стрелки. Во время занятия по математике, ребята учатся пользоваться минутными и секундными стрелками, определять время. Ролевые игры «Собираемся в школу», «Визит в больницу», «День рождения друга» помогают педагогу отрабатывать теоретические знания, приобретенные в ходе занятия.
Помимо формирования представлений о времени, в дошкольниках формируется ответственность за своевременное прибытие к врачу, в школу, происходит подготовка его к полноценной жизни в обществе.
Развитие счетной деятельности и конструктивных умений
Вооружившись счетными палочками, воспитатель предлагает малышам почувствовать себя «математическими волшебниками».
Сначала оригинальные фигурки из палочек собирает воспитатель, затем он предлагает дошкольникам придумать свои модели, похожие на первоначальный образец. Малыши с увлечением приступают к работе, а педагог проговаривает название тех фигур, которые у них возникают.
После того как работа будет завершена, происходит систематизация, обобщение, отработка навыков, приобретенных во время практического занятия. Воспитатель задает наводящие вопросы.
Для того чтобы сформировать у детей младшего возраста конструктивные навыки, им предлагаются необычные задания. К примеру, из трех палочек собрать фигуру, которая была бы похожа на предмет на картинке.
На первом этапе такую работу можно проводить параллельно с ребенком. Он, глядя на действия воспитателя, учится создавать схематичные рисунки из мелких деталей.
Помимо формирования элементарных представлений о размерах, форме, особенностях геометрических фигур, у дошкольника развивается мелкая моторика.
Далее педагог предлагает своим воспитанникам изменить облик сделанного рисунка, К примеру, превратить бабочку в домик, квадрат в треугольник. Такие упражнения на конструирование направлены на развитие у дошкольников пространственного воображения, они способствуют выявлению творческих способностей каждого ребенка, созданию для их развития индивидуальных образовательных траекторий.
Заключение
Особое место в развитии первоначальных математических представлений о геометрических фигурах, простейших вычислениях, занимают разнообразные подвижные игры. Именно в ходе различных ролевых игр, музыкальных и спортивных конкурсов, дошкольники вовлекаются в познавательную деятельность, у них формируются первоначальные представления о простейших математических символах, операциях.
Например, малыши делятся на несколько групп, перед каждой ставится определенная задача. Игра "Угадай-ка" в старшей группе детского сада помогает воспитателю отрабатывать у своих воспитанников навыки устного счета, координацию движений, работу в небольших коллективах. Одни ребята показывают определенные геометрические фигуры, используя жесты и мимику. В задачу второй части группы входит отгадать их, и привести примеры тел, которые могут иметь такую форму.
Математические навыки необходимо формировать именно в раннем возрасте. Дошкольники легко воспринимают информацию об элементарных алгебраических действиях, что поможет им адаптироваться к обучению в школе.