Почему Наполеон ждал ключей от Кремля именно на Поклонной горе?
Чтобы понять, почему Наполеон ждал ключей от Кремля в качестве подношения от поверженного народа, а не взял их сам, стоит осветить события, произошедшие ранее 2 сентября 1812 года.
На одном из аукционов в Фонтенбло за 187 тысяч евро был продан лот с уникальным письмом 1812 года. Датировано оно двадцатым октября. Его автор - Наполеон, и пишет он о намерении взорвать Кремль. А ведь еще месяц назад он и предположить не мог после стольких побед в Европе, что русские дикари не только положат конец его триумфальным войнам, но ради победы даже святой столицы не пожалеют. Москва была сожжена, так что императору только и осталось взорвать уцелевший в пожаре Кремль. Но зачем он принял такое решение, когда его армия уже покинула безжизненный город и неизбежность поражения была очевидной?
Может, потому, что так и не довелось ему испытать в ладонях сладкой тяжести увесистых ключей от Кремля? Но это больше похоже на поступок в отместку. Несолидно для императора с претензиями на мировую корону. Просто Кремль для него – это та последняя соломинка, за которую хватается утопающий. Ему верилось, что, оставив Россию без сердца, т.е. без Кремля, сломив таким образом русский дух, он еще сможет подчинить себе эту варварскую страну и вернуться во Францию снова победителем.
Это был второй самообман. Никого, кроме ворон, слетающихся со всех сторон на место пожарища. Но вороны рассказать, что в городе ожидает Наполеона, не могли. А делегация так и не появилась. Но почему Наполеон ждал ключей от Кремля, а русские их не принесли? То, какое значение для русских имела Поклонная гора, объясняет, почему. Наполеон ждал ключей от Кремля именно там. А ведь более неподходящего места ему не мог посоветовать даже русский лазутчик. Имя горы неслучайное. С древних времен ей поклонялись как святому месту обитания богов. Прийти сюда с поклоном к Наполеону означало бы предать не город, не страну, а веру, а узурпатора признать чуть ли не богом. Никакому русскому такое кощунство в голову не могло прийти.
Наполеоновские маски смерти продолжают появляться в музеях по всему миру. Бронзовые, медные, гипсовые... У большинства из них подлинность сомнительна. И внешне они порой отличаются не только в мелких деталях. Для музейных сотрудников, для историков это досадное явление. С другой стороны, это красноречивое свидетельство того, что роль Наполеона в истории огромна, что ему все-таки удалось покорить мир. Не географически, не политически, а в сознании людей. Его уже не забудут, потому что имя его приобрело нарицательное значение. И вряд ли можно найти в истории человечества другую такую личность, чье великое имя не умалило даже великое поражение, подобное тому, которое потерпел в России Наполеон.