Танк Т-34 глазами американских экспертов
Советский Т-34 считается шедевром мирового танкостроения. В его конструкции применены технические решения, намного опередившие свое время, используемые разработчиками бронетехники по сей день. Тем более интересны замечания, сделанные инженерами из США, получившими возможность в 1943 году ознакомиться с этой машиной на военной базе в Абердине, штат Мэриленд, куда ее доставили из Мурманска транспортным судном. Им было интересно узнать, по каким параметрам превосходит Т-34 американский танк «Шерман», массово выпускавшийся в то время, в том числе и для поставок по ленд-лизу в СССР.
В первую очередь инженеры из Соединенных Штатов, согласно опубликованным в наше время отчетам, обратили внимание, как ни странно, на второстепенные детали. В условиях сверхмассового производства военных лет качество исполнения отдельных узлов и металлургических материалов, к сожалению, оставляло желать лучшего. Замечания касались долговечности трансмиссии танка Т-34, направленности его выхлопных патрубков, создающих много пыли, недостаточной гидроизолированности корпуса, низкого уровня комфорта для экипажа.
Сказывалось своеобразное понимание союзниками характера боевых действий против Германии. Готовясь к высадке в Европе, американские военные специалисты предполагали достаточно спокойную и идущую по плану военную операцию, в которой танки будут играть лишь вспомогательную роль, действуя примерно по той же тактической схеме, что и в Африке.
Впрочем, были и дельные замечания, касающиеся качества сварных швов и системы воздушной фильтрации Т-34, недостаточно эффективная работа которой уменьшала моторесурс. В этом также проявлялась некоторая наивность американских специалистов, сильно завышающих в своих расчетах продолжительность жизни техники как советской, так и немецкой в условиях интенсивных боевых действий. Как правило, боевые машины не успевали износиться, а уж об удобстве для танкистов и думать было некогда, как и о пыли, поднимаемой танковыми колоннами.
Впоследствии советские инженеры доработали воздушные фильтры. Недооцененным остался V-образный 400-сильный дизель В-2-34, изготовленный из алюминия, установленный на Т-34. Это тоже был шедевр, и создать что-либо подобное ни у одной из западных стран - и союзников, и противников СССР - не получалось еще много лет.
В отчете абердинской группы ничего не сказано и о революционной компоновке. Заднее расположение ведущих катков создает огромное преимущество в понижении профиля танка и уменьшает его массу, но чтобы убедиться в этом, западным специалистам потребовалось еще несколько лет.
Цельностальные гусеницы в СССР производились вынужденно, по причине дефицита резины, но это техническое решение оказалось оптимальным.
Пружинная подвеска «Кристи» – американское изобретение, совсем не оцененное в США ни в двадцатые годы, ни после изучения опыта ее практического применения в СССР. А ведь советские танки Т-34, БТ-7, БТ-5 оснащены именно такой системой амортизации.
Американская исследовательская группа указывала на недостатки в выполнении сварных соединений в то время, когда промышленность США вовсю производила танки с клепаными корпусами.
Указывая на небольшой запас хода, танкостроители из Соединенных Штатов как-то забыли о том, что у «Шермана» он еще меньше. Другими словами, в силу собственного снобизма полезной информации от полученной техники американские инженеры получили мало. Доставленный из СССР экземпляр был использован в качестве мишени и уничтожен. Зато результатами их исследований воспользовались советские специалисты для дальнейшего совершенствования нашей боевой техники. И только после войны, в 1946 году, американцы поняли, что для того, чтобы побеждать, нужно многому учиться у русских, в том числе и тому, как строить танки, дав старт кампании по перевооружению своих сухопутных войск.