Детская педальная машина СССР

Детская педальная машина была несбыточной мечтой любого ребенка, проживающего на территории СССР. Такие агрегаты были большим дефицитом, а для многих еще и непозволительной роскошью. Время прошло, дети выросли, но многие из них и сейчас помнят этот чудный транспорт. В современных магазинах представлен огромный выбор машинок-каталок на любой вкус, цвет и кошелек — от элементарных толокаров до крутых тачек со встроенным электродвигателем, открывающимися дверями и другими наворотами. Тем не менее со времен СССР детская педальная машина в своем первозданном виде была и является уникальной вещью, интересной не только для мальчишек-сорванцов, но и для их родителей.

Недетская мечта

Первые модели педальных машин в Стране Советов начали появляться в далеких тридцатых годах прошлого столетия, но в массовое производство их запустили лишь в шестидесятые годы. Существовало несколько вариантов машинок, каждый из которых делали разные заводы. Как правило, линии по производству этой продукции организовывались на базе крупных предприятий республиканского значения, они не были основным направлением деятельности заводов, хотя разработкой дизайна и конструированием автомобилей для малышей занимались вполне серьезно.

Большая часть машинок шла на экспорт в дружеские социалистические страны, меньшая — поставлялась как игровой инвентарь, в парки культуры и отдыха, пионерские лагеря и детские сады. И лишь совсем малая толика игрушек попадала на прилавки магазинов. Несмотря на то что одна детская педальная машина стоила по меркам советского рабочего очень дорого — 25-35 рублей, надолго такой товар у продавцов не застревал. Машинки были довольно неплохого качества, практически "неубиваемые", а потому на них каталось несколько поколений детей. Возможно, многие из них и дошли бы до наших времен, но в голодные девяностые большая часть подобных игрушек ушла на металлолом.

Технические характеристики

В Советском Союзе существовало два варианта педальных машин. Первый — это собственно машинки, прототипы настоящих автомобилей того времени, их уменьшенные копии или собирательный образ нескольких транспортных средств. Они обладали внушительными габаритами и весом — иногда до 20 кг. Управление происходило с помощью руля и педального привода возвратно-поступательного типа. Те, кто помнит, каково это ехать на этом виде транспорта, знают, сколь несовершенным он был.

Машинка хорошо катилась только по ровной и твердой дороге, и назвать ее "внедорожником" можно лишь с большой натяжкой. Хотя были смельчаки, которые затаскивали своего четырехколесного друга на различные горки и возвышенности и лихо спускались вниз, поджав ноги под себя. Не соблюдая эту предосторожность, можно было здорово ушибить конечности.

Кузов автомобилей был сделан из листового металла, внутреннее наполнение также было по-советски добротным и увесистым, а потому детям было сложно сильно разгоняться на них и ехать с ветерком. Однако настоящие профи выжимали из своего транспорта и ног просто потрясающие результаты. Так, на Всесоюзных соревнованиях по езде на веломобилях, прошедших в 1935 году, один из участников стал их чемпионом благодаря тому, что скорость детской педальной машины, которой он управлял, во время езды превысила 16 км/час.

Второй тип детского транспорта — веломобили с классическим велосипедным приводом. Они оснащены кареточным узлом и цепью, а потому были более маневренными и удобными.

Веломобили времен СССР

Этот вид машинок нельзя назвать автомобилем в традиционном понимании этого слова. Его техническая конструкция не позволяла прикрывать движущий механизм тяжелым кузовом. Он обычно декорировался пластмассовыми панелями. По дизайну веломобили проигрывали обычным педальным машинам, но несмотря на это, они были очень любимы детьми из-за того, что хорошо ехали на разных дорогах и с легкостью преодолевали возвышения. Одними из самых приметных моделей того времени были роскошная "Ракета", так называемый "худой трактор", и более современное изделие "Спорт", выпускаемое до сих пор в Беларуси.

Детские веломобили и педальные машины были одинаково недоступны для детей из простых рабочих семей. Чтобы покататься на столь желанном чуде техники, нужно было посетить парк или найти во дворе более "удачливого" товарища, которому родители смогли купить личный транспорт.

"Москвич" — герой советского двора

Самая популярная детская педальная машина в Союзе — "Москвич". Ее производство было налажено на базе завода Ленинского комсомола примерно в шестидесятые годы. Разгар выпуска произошел в семидесятые, так в 1972 году с конвейера сошло 100 тыс. экземпляров маленьких "Москвичей", годом позже еще больше — 130 тысяч.

Такая детская педальная машина была одноместной, ее длина — всего 110 см, ширина — 51,5 см, высота — 49 см, вес — 13 кг. За годы производства дизайн этой модели менялся, и не раз, однако ее черты все равно были узнаваемы. Она была столь популярной среди жителей страны, что многие отметили ее появление в нескольких кинолентах ("Иван Васильевич меняет профессию" и "Мы, двое мужчин").

Именно "Москвичи" сейчас легче всего увидеть в музеях игрушек и частных коллекциях антикваров. Практически каждая детская педальная машина этой марки ныне отреставрирована и мало походит на себя прежнюю. Народные умельцы умудряются даже соединить несколько автомобилей, создавая вот такие шедевры.

Другие популярные машинки времен СССР

Кроме описанного выше "Москвича", в продажу поступало еще несколько видов педальных автомобилей:

  • "Орь" — довольно смешная модель, напоминающая "Жигули";
  • "Радуга" — эта машинка, напротив, имела очень современный, как для того времени, дизайн, который был даже отмечен на одной из выставок, проходивших в стенах ВДНХ;
  • детская педальная машина "Нева" — редкая модель, покататься на ней можно было лишь в парке или в пионерском лагере;
  • трактор "Орленок" — просто потрясающий педальный автомобиль, одна из лучших разработок для детей того времени.

Также встречались довольно редкие машинки, которые выпускались в очень ограниченном количестве, а потому в продажу по всей стране они не поступали. Среди них особо выделяются очень красивые "Урал", "ЗИМ" и "Победа".

Не шутки ради

Ну и, конечно, нельзя обойти стороной еще одно чудное изобретение советских инженеров — педального коня. Хоть это и не машина, но сей транспорт также приводился в движение с помощью педального механизма. Устроены "лошадки" были очень здорово. Юный водитель восседал на возвышенном сидении, за его спиной располагалась двуколка, а впереди был сам конь. Любопытно, что механическое животное не было бутафорской накладкой, во время прокручивания педалей специальные рычаги "заставляли" коня двигаться, и он вполне резво скакал по дороге, что приводило в неуемный восторг всех детишек.

К сожалению, не так уж много машин, произведенных в СССР, дошло до наших дней. Большинство из них были просто выброшены за ненадобностью недальновидными родителями, чьи дети уже выросли. Но все же многие семьи сохранили эти раритеты, и именно благодаря им современные ребятишки могут не только воочию убедиться, что у их родителей были классные игрушки, но и самостоятельно обкатать их.

Комментарии