Блоки Дьенеша для развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Многие современные родители стремятся с самых малых лет развивать способности детей. Поэтому рынок заполнен разнообразными развивающими пособиями. Их так много, что глаза разбегаются, трудно остановиться на чем-то одном. Кто-то пользуется опытом знакомых, кто-то ищет ответ в интернете или обращается к педагогам. Игры и пособия могут быть направлены на разные аспекты умственного развития ребенка. Например, кубики Зайцева и всевозможные буквари учат читать. А что существует для овладения логикой и математикой? Для этой цели существует тоже немало пособий. Одно из них – логические блоки Дьенеша. Развивающие игры с ними очень разнообразны.
Внешний вид
Как выглядят блоки? Описание логических блоков Дьенеша на первый взгляд довольно простое - это набор ярких геометрических фигур трех цветов - желтого, красного и синего. На самом деле среди 48 элементов набора нет ни одной полностью совпадающей фигуры. Дело в том, что эти круги, квадраты, прямоугольники и треугольники могут различаться не только цветом, но размером и толщиной. Они бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.
Немного об авторе
Кто же такой Дьенеш? Золтан Дьенеш - это венгерский математик, педагог и психолог. Он совершенно перевернул представление о том, что математика - это скучная наука. Дьенеш сблизил математику с игрой и творчеством и сделал ее освоение увлекательным для детей дошкольного возраста.
Опираясь на личный педагогический опыт и исследования в области психологии, этот ученый выделил 6 стадий освоения математики. Созданное им пособие как раз и существует для того, чтобы в яркой, наглядной форме пройти все необходимые стадии.
Свободная игра
Первую стадию овладения математическими умениями Дьенеш назвал свободной игрой. Педагог позволял детям идти путем проб и ошибок. Ребенку дается какая-либо доступная для его возраста задача, но строгая инструкция по выполнению отсутствует. Поэтому малыш перебирает варианты, пока не придет к нужному результату. Игры на этом этапе не отличаются упорядоченностью. Одна из главных целей – знакомство ребенка со свойствами предметов – цветом, формой, размером, толщиной.
Правила игры
На втором этапе в деятельность ребенка входят правила. Они вносят ясность и подсказывают ему, как же все-таки следует решать задачу. Педагог старается донести эти правила в простой и интересной форме. Без них ребенок не может решить задачу от начала до конца. На этом этапе производится также сравнение фигурок по их характеристикам.
Сравнение
На третьем этапе детей учат сравнивать. Но не фигурки, а игры. Например, на втором этапе проводится игра с одними и теми же правилами, но сначала на логических блоках, потом на вырезанных из бумаги бабочках и затем на разноцветных пуговицах. Ребенок должен прийти к выводу, что правила одни и те же независимо от материала. Это развивает абстрактное мышление и помогает отделить алгоритм действия от материала, с которым эти действия проводятся.
Абстрактный смысл чисел
На четвертой стадии ребенок в ходе игр знакомится с абстрактным смыслом чисел. Сейчас вполне уместны диаграммы, схемы игр и несложные таблицы.
Символическая стадия
На пятом этапе детей учат понимать, что два или более шагов могут приводить к одному и тому же результату. Это тоже осуществляется на играх с блоками Дьенеша. Для описания карт игры используются специальные символы. Дети и сами создают свои условные обозначения.
Заключительная стадия
Шестая и последняя стадия оказывается самой длинной по сравнению с предыдущими.
Методика была создана для детей от 3 до 8 лет с учетом их психологических особенностей.
Польза блоков Дьенеша
Что же несут занятия с этими разноцветными фигурками? Можно сказать, что это не только развитие математических способностей, но и всестороннее совершенствование работы мозга. Ребенок учится логическому мышлению, которое пригодится ему во многих сферах жизни. Развивается и его речь. Малыш учится выражать свои мысли, выделять свойства предметов, устанавливать сходства и различия. Блоки Дьенеша помогают лучше осознать, что такое цвет, форма, толщина, размер. Знакомят они и с пространственными отношениями. В дальнейшем работа с блоками поможет в решении учебных задач. Поиск решения в этих увлекательных играх формирует терпение и настойчивость. Конструирование из блоков развивает воображение, творческие способности.
Конструирование
Что же можно делать с блоками Дьенеша? На упаковке этого увлекательного пособия красуются плоские рисунки, составленные из блоков, можно собрать из них и ракету, и цыпленка, и дом. В таком случае блоки предстают чем-то вроде плоского конструктора. Такие изображения можно собирать по схеме, что будет не простой, но интересной задачей для детей. В строгом смысле плоскими их назвать нельзя, потому что фигуры имеют разную толщину, и это тоже придется учитывать. Существуют целые альбомы, в которых есть готовые цветные изображения цветов, кораблей, сказочных персонажей, составленные из геометрических фигур. Даже маленький ребенок может раскладывать по таким образцам блоки, собирая рисунок. Конструирование из блоков Дьенеша нравится детям.
Но существуют они далеко не для этого, и есть масса интересных способов их применения. На основе блоков Дьенеша существует огромное количество дидактических игр.
"Выборки"
Эта игра чаще всего проводится с детьми, которые только знакомятся с блоками Дьенеша. Для маленьких детей надо давать самые легкие задания, для тех, кто постарше – немного усложнить. Перед ребенком раскладываются все блоки. Малыш должен раскладывать их по какому-то признаку. Например, сначала ребенок разделит их на группы по цветам. Потом – по размеру. Разные свойства могут иметь разную сложность для ребенка.
Усложнить задачу можно, добавив целых два признака одновременно. Например, можно предложить ребенку выбрать все красные круги, все желтые прямоугольники. Или все плоские фигурки одинакового размера.
"Продолжи ряд"
Это занимательная игра, которая заставит ребенка всерьез напрячь мозги. Есть несколько вариантов, как можно ее проводить. Первый вариант – выкладывать ряд фигурок, которые отличаются друг от друга лишь одним признаком. Взрослый должен объяснить правила и начать раскладывать ряд, чтобы показать ребенку, что нужно делать. После нескольких фигур ребенок продолжает ряд сам. Второй вариант – выкладывать фигурки так, чтобы у соседних блоков не было ни одного совпадающего признака. Такая задачка даже взрослого может заинтересовать! А вот более упрощенным вариантом будет выкладывание ряда из чередующихся по цвету фигур, например, красный-желтый-синий. Это знакомит малыша с ритмом.
"Покорми животных"
В этой игре с блоками Дьенеша фигурки отлично сойдут за печенье. Можно посадить любимые игрушки ребенка и предложить угостить зверей «печеньками». Только при этом будут существовать условия, например, медвежонку нужно будет дать только фигурки красного цвета, а котенку – только треугольники. По своей сути эта игра напоминает "Выборки". При этом она гораздо сильнее увлекает детей. Они любят кормить своих плюшевых питомцев и вряд ли откажутся от такого задания. А на эмоциональном фоне, в состоянии игры и увлеченности, дети еще лучше схватывают логические понятия.
"Найди драгоценный камень"
Эта игра развивает тактильное восприятие и сходна с многими играми с «Волшебным мешочком», в котором ищут предметы на ощупь. Нужно по описанию или картинке найти в мешке указанный блок, при этом не заглядывая внутрь. Разумеется, условиями может служить все, кроме цвета – форма, размер, толщина. Цвет окажется для ребенка сюрпризом. Если для малышей это может оказаться сложным, то тактильное восприятие блоков Дьенеша в средней группе будет вполне своевременно.
Дети имеют свойство расти. И игры с развивающими пособиями должны это предусматривать. Занятия с блоками Дьенеша для старших дошкольников усложняются. Уже пройденные игры для этих ребят слишком просты и становятся неинтересными. Тем более детям скучно повторять одно и то же из года в год, и они сами начинают тянуться к более трудным задачам. Поэтому можно предложить ребенку следующие игры.
"Поиск"
Предложите ребенку вытащить любую фигурку наугад. А теперь он должен выбирать только те фигуры, которые совпадают с первой хотя бы по одному признаку. В следующий раз можно предложить ребенку выбрать фигуры, сходные с первой сразу по двум признакам. А самым сложным будет вариант, когда надо подобрать все фигуры, которые не совпадают ни по одному признаку с выбранной.
"Домино"
Несмотря на то, что в блоках Дьенеша нет дырочек, обозначающих цифры, они отлично подходят для игры в домино благодаря совпадающим признакам. В эту игру не удастся поиграть в одиночку. Нужно, чтобы собралось несколько детей. Каждому раздается одинаковое количество фигур. С помощью считалки или каким-нибудь другим способом определяется, кто ходит первый. Этот ребенок делает ход любым блоком. Следующему уже надо выставить ту фигурку, которая хотя бы по одному признаку совпадет с первой. Если подходящей фигуры нет, игрок пропускает ход. Выиграет тот, кто первым избавится от всех фигур. Игру можно и усложнить, например, выкладывая только те фигуры, которые совпадают с предыдущей по двум признакам. В домино всегда есть элемент случайности и даже самый способный ребенок может оказаться без выигрыша, а малышу, который не отличается одаренностью, может повезти. Если только он будет отличаться внимательностью и сумеет воспользоваться своими фигурками. Поэтому игра поможет не только развить логику, но и при умелом и деликатном руководстве взрослого может научить первого проигрывать достойно, а последнего – верить в свои силы.
"Найди лишнее"
Нужно выложить 3 фигуры. Одна из них не имеет ни одного сходства с остальными, другие же имеют. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя. Задачу можно усложнить, увеличив количество фигур. Например, можно искать лишний блок среди шести фигур. А можно – целых два из шести.
"Найди пару"
Перед ребенком раскладывается несколько фигур. Нужно найти к каждой из них парную по определенному признаку. Можно подбирать пары не по одному, а по двум или трем свойствам. Игру можно организовать так: заранее отобрать четное количество, например, парных 10 фигур, и сложить их в мешочек. Ребенку нужно доставать их – все сразу или по одной - и выкладывать в два горизонтальных ряда.
"Магазин"
Есть еще один способ использования блоков Дьенеша. Логические элементы смогут сыграть и роль денег. Товаром могут быть любые игрушки, а лучше – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин, где продается множество карточек-товаров. У него всего 3 блока. За каждый можно приобрести один товар, причем тот, который будет хотя бы одним свойством совпадать с «денежкой». Это будет развивать абстрактное мышление детей, их внимание, умение рассуждать, обосновывать свой выбор.
"Наряжаем елку"
Под Новый год актуальной окажется игра, связанная с украшением елки. Для нее понадобятся изображение елки, 15 карточек с символами и блоки. На елке нужно расположить 5 рядов фигур-«бусин» по 3 фигуры в каждом. На карточках должны быть цифры. Это число означает порядковый номер ряда сверху вниз. Например, самый верхний будет первым. Также на карточке будет закрашенный кружок, который показывает положение «бусины» в ряду. И наконец, изображение самой фигуры, чтобы ребенок понял, что именно ему повесить. Несмотря на сложное описание, эта игра оказывается понятной и интересной для детей.
Отзывы
А что могут родители и педагоги сказать о блоках Дьенеша? Отзывы чаще бывают положительными, хотя встречаются и недовольные. Ведь все дети разные, и если одного буквально захватывает процесс игры с этим пособием, то другой не проявляет никакого интереса. Несмотря на то что автором логические блоки рекомендовались детям от 3 лет, некоторые родители начинают использовать их с двух и даже полутора лет. Это стоит делать только в том случае, если малыш проявляет заинтересованность. В иных случаях лучше все-таки подождать и не торопить события. В качестве достоинств родители отмечают развитие логического мышления у детей. Минусами некоторые считают слишком узкий набор цветов. Хотя это, скорее, продуманное решение автора – признаков каждого вида не должно быть слишком много, чтобы не запутать детей.